Выдача разрешений (лицензирование)

Выдача  разрешений (лицензирование)

Если активность радиоактивных материалов превышает уровни изъятия из регулирующего  контроля, они могут  использоваться только при условии наличия разрешения, выданного Регулирующим органом.  Деятельность по хранению, обработке и захоронению радиоактивных отходов также требует получения указанного разрешения.  Неконтролируемое захоронение радиоактивных отходов может стать причиной необоснованного облучения большого количества лиц из состава населения, а также источником облучения профессионалов. Установление разрешительного механизма играет важную роль с точки зрения обеспечения безопасности радиоактивных отходов и достижения целей защиты здоровья людей и защиты окружающей среды.

Хорошей основой для разработки национальных требований к условиям выдачи разрешения на захоронение отходов и осуществление сбросов/выбросов в окружающую среду  являются  соответствующие рекомендации МАГАТЭ.  Ниже  рассматриваются типовые требования к выдаче разрешений и правила по их соблюдению.

1.1        Выдача разрешения на хранение отходов

Условия выдачи разрешения на хранение радиоактивных отходов зависят от требований, предъявляемых к физической защите отходов, потенциально возможных доз облучения работников, обслуживающих хранилище, и вероятности загрязнения окружающей среды при авариях и аварийных ситуациях. Заявка на получение разрешения, как минимум, должна содержать следующие сведения.

  • Радионуклиды, входящие в состав отходов, подлежащих хранению.
  • Максимальную активность отходов в хранилище.
  • Форму отходов, например, жидкость, сцинтилляторы, бумага, т.д.
  • Срок хранения.
  • Подробности режима хранения и описание контейнеров для хранения.
  • Цель хранения, например: с целью радиоактивного распада или временное хранение перед захоронением.

Разрешение (лицензия) должна содержать указания на состав радионуклидов, их максимальные активности и сроки хранения отходов в данном месте хранения. Кроме того, могут указываться условия хранения радиоактивных отходов.

1.2        Выдача разрешения на захоронение отходов

Разрешение на захоронение отходов должно определять количества изотопов, которые могут быть захоронены в течение  определенного периода времени и указывать место захоронения, например,  городская свалка, сжигание или предприятие по переработке отходов. В простейшем случае предел активности может быть определен как какая-то квота от суммарной активности, которая поступает на установку для захоронения отходов за данный промежуток времени.

1.3        Сбросы/выбросы  в окружающую среду

Сбросы в окружающую среду – это особый случай захоронения, который  требует особенно тщательного регулирования. При этом способе отходы, выходя из-под контроля, попадают непосредственно  в биосферу, откуда они могут попасть в организм человека сразу или по пищевым цепочкам.

Доза облучения, которую любое лицо может получить при контактах с выброшенными в биосферу материалами, не должна превышать предел дозы, граничную дозу, а также должна отвечать принципу ALARA.  Несмотря на то, что ограничиваемым фактором в этом случае является доза облучения человека, с практической точки зрения удобнее, если в разрешении на проведение выбросов вместо дозы регламентируется максимальная активность радиоактивных отходов, которую разрешается сбросить в окружающую среду за данный промежуток времени. Например, может регламентироваться суммарная активность,  сбрасываемая за год, неделю, месяц или квартал. Чтобы решить задачу по установлению пределов выбросов, Регулирующий орган должен располагать, как минимум, следующей информацией.

  • Состав радионуклидов, подлежащих удалению.
  • Описание типа отходов и способа, которым осуществляется удаление. Например, «жидкие отходы  радиоизотопной лаборатории сбрасываются в реку через городскую канализацию».
  • Активность сбрасываемых отходов и частота сбросов.
  • Любое разбавление отходов до или после того, как они выходят из-под контроля организации.
  • Оценки доз для лиц из состава населения и любого работника, обусловленные поступлением отходов в окружающую среду.
  • Объяснение, почему сброс отходов  в окружающую среду, а не обработка и долговременное хранение, является оптимальным вариантом захоронения.  В этом случае иногда достаточно простых  оценок, применяемых при использовании ALARA.

Прямое сбрасывание радиоактивных отходов в окружающую среду происходит обычно в виде газа или жидкостей. Утвержденные пределы выбросов, указываемые в разрешении, должны базироваться на расчетах дозы, которую человек может получить в результате употребления загрязненной отходами воды, или от вдыхания загрязненного отходами газа.

1.3.1      Критические группы

При осуществлении сбросов жидких и выбросов газообразных отходов в окружающую среду, важно определить гипотетическую группу людей, для которых вредное воздействие от контакта со сбрасываемыми отходами является наиболее вероятным. Такая группа людей называется критической группой.   Приняв во внимание активности и состав сбрасываемых радионуклидов, пути их поступления в организм человека и возможные варианты контактов группы с радиоактивными поступлениями, можно спрогнозировать наиболее пессимистические сценарии и рассчитать возможные дозы облучения, обусловленные поступлением отходов в окружающую среду. Критическая группа – это группа, которая согласно сценарию, получила  бы самые высокие дозы.     Произведение, полученное умножением  возрастного дозового коэффициента (приведены в BSS 115) на усредненный объем внутреннего поступления (установлен исследованиями для каждой возрастной группы), может показать, какую возрастную группу  из населения следует определить как критическую.  Воздействие облучения на детей  больше, чем на взрослых, поэтому зачастую критическая группа состоит из детей, или даже младенцев. Пределы сбросов часто основываются на расчетах доз для детей, а не для взрослых.

Рассмотрим некоторые примеры

  • Таблица 3 используется для определения критической группы для случая сброса  загрязненной тритием воды в реку, из которой идет отбор питьевой воды. Обратите внимание на то, что наиболее значимым путем облучения является пероральное  поступление, поэтому данные в таблице относятся к приему воды пероральным путем.

 

 

Таблица  3

Определение критической группы при употреблении воды, загрязненной тритием

Возрастнаягруппа Дозовый коэффициент при  поступлении пероральным путем *

(Зв Бк-1)

Годовое потребле-ние воды #

3 сутки-1)

Произведение от умножения дозового коэффициента на количество выпиваемой воды
Младенцы  (1год) 6.4 x 10-11 0.260 1.67 x 10-11
Взрослые  (мужчины*) 1.8 x 10-11 0.600 1.08 x 10-11

* IAEA BSS No.115

# Safety Report Series No.19

 

Проанализируйте таблицу. Какая группа является критической?  Вы видите, что младенцы являются критической группой, потому что произведение от перемножения дозового коэффициента и годового потребления воды выше для этой группы.

  • Таблица 4 может быть использована для определения критической группы при рассмотрении вопроса о захоронении газообразного I-131 путем выброса через трубу и далее по ингаляционному пути.

Таблица 4

Определение критической группы при ингаляции газообразного  I-131.

Возрастная группа Дозовый коэффициент при поступлении ингаляционным путем *

(Зв Бк-1)

Скорость ингаляции#

3 сутки-1)

Произведение от умножения дозового коэффициента на скорость ингаляции*.
младенец (1год) 7.2 x 10-8 5.16 3.7 x 10-7
Ребенок (10 лет) 1.9 x 10-8 15.3 2.9 x 10-7
Взрослый (мужчина*) 7.4 x 10-9 22.2 1.6 x 10-7

* IAEA BSS No.115

# ICRP 71

Проанализируйте таблицу. Какая группа является критической?  Вы видите, что младенцы являются критической группой, потому что произведение от перемножения дозового коэффициента и скорости ингаляции выше для этой группы.

1.3.2      Определение пределов выбросов

Чтобы определить пределы выбросов, необходимо последовательно выполнить следующее.

Выбор модели

Обычно для приближенного рассмотрения выбирают самый консервативный сценарий, в котором используются самые простые подходы.  На основании результатов делается вывод о реалистичности пределов выбросов.  Затем может возникнуть необходимость сделать оценки по более сложным моделям, для применения которых требуется значительно больше исходных данных.

  • Выбор наиболее значимых путей облучения.

Пути облучения включают поступление  радионуклидов через дыхательные пути (ингаляция), внешнее облучение и прямое пероральное поступление  через употребление загрязненной питьевой воды или не прямое – через употребление загрязненных продуктов питания.  Иногда значимость каждого из возможных путей вполне очевидна. Она в большой степени зависит от того, является  сброс одноразовым, или может продолжаться в течение многих лет. В ряде случаев для определения вклада каждого из путей облучения необходимо провести  соответствующие расчеты.

  • Определение критической группы.

Сначала Вам необходимо определить наиболее значимый путь облучения. После этого критическая группа может быть определена так, как это указано в параграфе 5.3.1.

  • Сбор необходимых данных

Необходима информация о суммарном количестве сбрасываемой в реку жидкости и скорости течения воды в реке, или, при рассмотрении газовых выбросов,  данные о параметрах газового потока, выходящего из трубы. Вам также необходимо знать дозовые коэффициенты и значения параметров, характеризующих объемы поступления радионуклидов в организм человека.

  • Применение граничной дозы.

Граничная доза должна быть установлена Регулирующим органом.

  • Используйте приведенную выше методологию для того, чтобы определить максимальную активность, при сбросе которой доза облучения лиц из состава критической группы будет равна граничной дозе.

Следующие ниже примеры сброса жидких отходов и выброса газообразных отходов демонстрируют простейшие методы определения пределов выбросов. При расчетах Вы можете пользоваться данными Приложения 2. Не забывайте, что приведенный процесс расчета специально максимально упрощен, чтобы сделать его наиболее приемлемым для понимания.  Ваша задача понять, как  устанавливаются пределы выбросов и какие при этом принимаются упрощения и предположения.  Выполнить эту задачу Вам помогут данные из Приложения 2,  однако лучше, если вы поработаете с примерами позже — после того, как проработаете весь модуль до конца.