Учения и обучение

Учения и обучение

С точки зрения данного раздела основные две задачи при разработке и осуществлении плана  и процедур аварийного реагирования следующие:

  • координирование и тестирование планов и процедур; и
  • разработка и осуществление программ постоянного обновления и обучения.

Эти две задачи включают проведение аварийных учений, разработку программ обучения и требуют наличия системы обновления и улучшения планов.

1.1     Учения по аварийному реагированию

Как только разработаны основы реагирования, должны проводиться учения, чтобы проверить и подтвердить эффективность предлагаемых мер  и должны быть утверждены планы и процедуры обучения.

Учения по аварийному реагированию проводятся, чтобы достигнуть некоторых или всех перечисленных ниже целей:

  • Проверка реализуемости общего плана аварийного реагирования, включая участие организаций вне площадки.
  • Оценка готовности организации, ответственной за аварийное реагирование.
  • Тестирование отдельных элементов установки, местного или национального плана.
  • Обучение отдельных лиц или малых групп таких, как полевые  команды мониторинга.
  • Обучение больших групп такое, как в ходе эвакуации здания или объекта.
  • Ознакомление тех людей, которые, вероятно, будут вовлечены в реагирование при аварийной ситуации, с процедурами и оборудованием.

План учений определяется целью, которую предполагается достичь. Полный (всеобъемлющий) план предусматривает крупномасштабное учение, включающее вовлечение большого количества людей, включая внешние агентства. Участники или имитируют свои действия в ответ на сценарий аварии, или обсуждают свои действия в учении «настольного» типа. Оба типа учений требуют четкого планирования, но имитационный тип учений особенно труден и требует длительного времени  для планирования и подготовки.

Тестирование определенных элементов плана может быть проведено как имитационное учение, или может быть «настольным». Хорошей идеей является проведение учений по  отдельным элементам плана и выработка улучшений там, где это необходимо, перед утверждением полного (всеобщего) плана.

Учения для того, чтобы обучать отдельных людей или группы, могут проводиться без чрезмерного нарушения нормального хода работ на объекте и больших расходов. Другие типы учений требуют времени на планирование и осуществление и вызывают нарушение нормального хода работ. Частота учений должна определяться необходимостью поддержания компетентности и будет определяться такими проблемами, как изменения в составе  персонала, оборудования или установок. В некоторых странах инструкции требуют ежегодных учений. Полное (повсеместное) учение, в котором участники играют свои роли и предпринимают моделируемые действия, должно проводиться по крайней мере каждые два года.

Так скоро, как это возможно после каждого учения, должно быть организовано обсуждение достигнутых результатов, чтобы проанализировать учение. Обзор поможет выявить и положительные результаты, и недостатки в планах и процедурах. Усовершенствования должны быть определены и осуществлены.

1.2     Аварийное реагирование, обучающие программы

Все работники, работающие в организации, использующей источники ионизирующего излучения, нуждаются в обучении, чтобы быть в состоянии предпринимать правильные действия при аварийных ситуациях. Это относится к каждому от обычного служащего  до человека, непосредственно работающего с источниками ионизирующего излучения. Программа обучения должна включить информацию о внутренних сигналах тревоги и связанных с ним действиях. Сотрудники, непосредственно работающие с источниками ионизирующего излучения, должны проходить дополнительное обучение в отношении сценариев аварии в их областях деятельности. Они обязаны быть в состоянии предпринять немедленные действия по установлению контроля за источником ионизирующего излучения и смягчению последствий аварии.

Персонал, ответственный за аварийное реагирование, (и местный, и внешний) нуждается в специализированном обучении. Программы обучения для персонала, ответственного за аварийное реагирование, должны включать ознакомление со следующими темами:

  • Типовые планы аварийного реагирования.
  • Организация аварийного реагирования: мероприятия, процедуры и ответственность.
  • Основные принципы радиационной безопасности.
  • Приборы и оборудование для радиационного мониторинга.

Значительная часть каждой темы должна быть адаптирована под обязанности обучаемых людей и функции их организаций.

Программы обучения для персонала, ответственного за реагирование в чрезвычайной ситуации,  должны быть разработаны так, чтобы удовлетворять потребностям следующих двух групп специалистов:

  • Первичное реагирование – местные пожарники и работники аварийных формирований, ответственных за реагирование в чрезвычайных ситуациях, (например, пожаротушение, машина скорой помощи, медицинские и полицейские службы).
  • Последующее реагирование – технические эксперты, например, команды радиологического мониторинга.

Персонал первичного реагирования на аварию может быть теми, кто является членами команд пожаротушения, санитарных машин и полицейских служб, у кого то из них есть какие-то знания принципов и практики радиационной защиты, применимые к радиологической аварии, у кого-то их нет. Персонал последующего реагирования на аварию будет включать технический персонал с соответствующими знаниями и навыками, который позволяют им квалифицированно иметь дело с радиологическими аспектами аварии.

Обучение персонала  первичного реагирования на аварию является основным и должно обеспечить достаточно деталей для контроля доз облучения и загрязнения. Оно должно включать основную информацию по следующим темам:

  • Типы и величины радиационных опасностей.
  • Основные методы защиты от облучения и радиоактивного загрязнения.
  • Основные методы сдерживания и предотвращения распространения радиоактивного загрязнения.

Персонал последующего реагирования на аварию будет включать людей, которые уже имеют соответствующее навыки и знания в радиационной безопасности или ядерных технологиях или других областях. Их обучение должно включать следующие темы:

  • Причины и последствия потенциальных радиационных аварий.
  • Методы оценки аварии, с  использованием приборов радиационного мониторинга.
  • Характеристики и возможности приборов радиационного мониторинга
  • Защитные действия и уровни вмешательства.
  • Использование защитной одежды и оборудования.
  • Основы метеорологии и закономерности рассеяния примесей  в атмосфере

Аварийные учения – это важный компонент программ обучения на всех уровнях. Служащим, которые могут быть ответственны за эвакуацию, нужно быть знакомым со своим маршрутом эвакуации и процедурами, которым необходимо следовать. Некоторые из них могут иметь особые обязанности, типа обеспечения того, чтобы остальная часть группы была эвакуирована. Пользователи источников должны практиковать свои действия при чрезвычайных ситуациях, чтобы гарантировать, что они знают о своих обязанностях и знакомы с планами и процедурами. Персонал, ответственный за реагирование на аварию, включается  в учения на всех уровнях. На более высоком уровне они обязаны практиковать свои навыки анализа и принятия решения, чтобы гарантировать, что они правильно действуют в сложной ситуации. Аварийные учения следует всегда рассматривать как учебную ситуацию, а не испытание способностей. Они являются возможностью для изучения и улучшения процедур реагирования.

Все программы обучения должны включать повторный курс обучения, чтобы персонал аварийного реагирования поддерживал необходимый уровень компетентности, и рабочие не теряли свои знания  об обязанностях и действиях. Людям необходимо давать обновляющуюся информацию о любых изменениях в аварийных планах. Повторный курс обучения – это возможность закрепить уроки, полученные на  учениях и при реальных авариях, и пересмотреть практические проблемы, с которыми сталкиваются в ходе учений.