Требования к независимому пересмотру безопасности

Требования к независимому пересмотру безопасности

Как упоминалось выше, внутренний независимый пересмотр безопасности, осуществляемый Советником по безопасности, является важнейшей частью процесса обеспечения безопасности. Цель этой процедуры – проверить Мероприятия по безопасности и убедиться в том, что предложенный проект может быть осуществлен безопасным образом с минимальным риском для участников проекта и других людей.

В итоге целью пересмотра безопасности является критический анализ следующих положений:

  • Подходы к безопасности логически непротиворечивы, наряду с критериями, использованными для планирования проекта;
  • Оценка безопасности адекватна, особенно в отношении идентификации и количественной оценки радиационных опасностей;
  • Качество и степень радиационной защиты и безопасности обеспечены финансированием;
  • Указанное в оценках радиологическое воздействие приемлемо.

Когда достигнута убежденность в том, что предложенный проект может быть осуществлен безопасным образом, Советник по безопасности докладывает Руководителю организации.

1.     УТВЕРЖДЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Очень важно, чтобы до начала проекта имелись гарантии утверждения безопасности. Такую гарантию дает Руководитель организации по представлению Советника по безопасности после анализа Мероприятий по безопасности. При этом важно, чтобы Советник по безопасности был независим от проекта, имел соответствующие знания и опыт и не принимал непосредственного участия в проекте.

В отдельных случаях Советником по безопасности может быть:

  • Руководитель подразделения по радиационной безопасности (РРБ);
  • Комиссия по радиационной безопасности (КРБ) организации, если она существует.

Если Вы являетесь РРБ в Вашей организации, и выступаете в роли Советника по безопасности, может оказаться, что по некоторым вопросам подхода к безопасности у Вас не хватает знания и опыта. В таком случае Вы должны обратиться к специалистам с соответствующими знаниями и опытом. При этом Вы должны убедиться в том, что такие специалисты полностью независимы от планируемого проекта.

Одно из преимуществ КРБ в качестве Советника по безопасности заключается в том, что в комитет входят несколько специалистов, которые вместе взятые имеют более обширный круг знаний и опыта.

Для РРБ рекомендуется изучить Мероприятия по безопасности до того, как они формально будут оценены КРБ. Это придает уверенность РРБ в том, что Мероприятия по безопасности завершены, и что нет причин для их пересмотра. Если РРБ решил, что некоторые вопросы должны быть уточнены, он должен согласовать их со специалистом, составляющим Мероприятия по безопасности до того, как этими вопросами займется КРБ.

Важно понять то, что Мероприятия по безопасности должны быть сделаны заблаговременно до начала проекта, с тем, чтобы иметь достаточно времени для оценки безопасности. Это гарантирует, что не будет задержки в реализации проекта в случае, если Советник по безопасности решит, что требуются дополнительные материалы, или требуются дополнительные меры безопасности для безопасного функционирования проекта. Это означает также и то, что вопросы безопасности являются приоритетными.

Иногда утверждение безопасности проекта дается на определенный период времени. В этом случае после истечения заданного периода требуется подготовить новые Мероприятия по безопасности. В некоторых случаях вполне годится ежегодный пересмотр Мероприятий по безопасности. Это дает гарантию того, что будут учтены любые незначительные изменения в проекте, влияющие на безопасность.

Советник по безопасности может потребовать, чтобы Мероприятия по безопасности были представлены в определенном формате. Если формат согласован или запротоколирован, это придает уверенность в том, что имеется в наличии вся необходимая информация. В приложении 1 дается пример представления Мероприятий по безопасности. Необходимо заметить, что формат и объем каждой части предлагаемой формы могут отличаться от тех, которые Вы сформируете для себя. После анализа Мероприятий по безопасности Советник по безопасности в письменной форме должен сформулировать:

  • Результаты анализа Мероприятий по безопасности с рекомендациями по их утверждению, отразив при этом наличие необходимых условий; или
  • Необходимость пересмотра Мероприятий по безопасности с учетом дополнительной информации или с более подробным описанием некоторых деталей.

Советник по безопасности может принять решение об использовании формата, представленного в Приложении 2.

В некоторых случаях может оказаться необходимым представить Мероприятия по безопасности не только для независимого рассмотрения внутри организации, но также и Регулирующему Органу Вашей страны. В качестве простого примера является проект, в котором Ваша организация намеревается использовать метод меченых атомов для того, чтобы проследить движение песка на дне реки или залива за пределами предприятия.  В этом случае Советник по безопасности обычным образом должен рассмотреть Мероприятия по безопасности, и затем, если все хорошо, Руководитель организации должен представить эти Мероприятия Регулирующему Органу. Руководитель организации не может дать гарантий безопасности до тех пор, пока они не будут утверждены Регулирующим Органом.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

  • Разрешение – это официальное разрешение, выдаваемое Регулирующим Органом в форме регистрации или лицензии.
  • Оценка безопасности – это анализ и оценивание степени безопасности проекта и  объема мероприятий, необходимых для достижения безопасности
  • Мероприятия по безопасности – это записанные предложения по реализации нового проекта или значительных изменений в функционировании существующего проекта, описывающие подробности и детали, касающиеся безопасности проекта. Мероприятия по безопасности включают в себя также и результаты оценки безопасности.
  • Рассмотрение безопасности – это внутренний, независимый анализ Мероприятий по безопасности, включающий оценку безопасности и осуществляемый специалистом с подходящими квалификацией и опытом.
  • Утверждение безопасности – это внутреннее соглашение по предстоящему проекту.
  • Оценка безопасности необходима для любого вида деятельности, при которой требуется разрешение Регулирующего органа.
  • Руководитель организации несет ответственность за все действия, проекты и операции, производимые на предприятии и за их безопасность.
  • Руководитель частного проекта отвечает за систему безопасности проекта, включающую в себя подготовку Мероприятия по безопасности и сопровождающуюся оценкой безопасности.
  • Роль Советника по безопасности – осуществить независимый анализ Мероприятий по безопасности и внести предложения Руководителю организации по возможности утверждения проекта.
  • В качестве Советника по безопасности может быть либо руководитель подразделения по радиационной безопасности (РРБ), либо Комиссия по радиационной безопасности (КРБ).
  • Мероприятия по безопасности должны содержать оценку безопасности, включающую как радиологическую, так и общую безопасность.
  • Различные вопросы, связанные с Мероприятиями по безопасности, рассмотрены в разделе 7 данного модуля.
  • Независимое рассмотрение безопасности требуется для проверки Мероприятий по  безопасности и для уверенности в том, что проект может быть осуществлен безопасным образом с минимальным риском для персонала, участвующего в проекте и для других людей.
  • РРБ организации должен изучить Мероприятия по безопасности до того, как они формально будут оценены КРБ.
  • Руководитель организации является ответственным за утверждение безопасности проекта на основании рекомендации Советника по безопасности.
  • Там, где требуется утверждение безопасности Регулирующим Органом, Советник по безопасности должен, прежде всего рассмотреть, Мероприятия по безопасности, и, если все нормально, рекомендовать эти Мероприятия Руководителю организации, который представляет их Регулирующему Органу. Руководитель Организации не может утверждать о гарантиях безопасности до тех пор, пока Мероприятия не будут утверждены Регулирующим Органом.

ГЛОССАРИЙ

  • разрешение – разрешение, оформленное в виде документа, выдаваемого Регулирующим органом в форме регистрации или лицензии;
  • учреждение — помещения или площадка, в пределах которой осуществляется соответствующая деятельность;
  • лицензия - разрешение, выдаваемое регулирующим органом на основе оценки безопасности, включающее конкретные требования и условия выполнения практической деятельности;
  • лицензиат – держатель лицензии на право владения или выполнения деятельности с источниками ионизирующего излучения, который несет главную ответственность за обеспечение защиты и безопасности;
  • нормальное радиационное облучение – радиационное облучение, которое, как ожидается,  может быть получено при нормальных условиях работы;
  • потенциальное радиационное облучение – облучение, которого не должно быть, но которое может произойти в результате таких событий, как отказы оборудования или ошибки оператора;
  • практическая деятельность – любая человеческая деятельность, при осуществлении которой возрастает радиационное облучение;
  • проект – любая работа или действие с использованием радиоактивных материалов или других источников ионизирующего излучения;
  • зарегистрированное лицо – заявитель, получивший разрешение в виде регистрации на деятельность или на источник излучения, имеющий определенные права и обязанности, в частности, по обеспечению защиты и безопасности;
  • регистрация – форма разрешения на осуществление практической деятельности, связанной с низкими или средними рисками, при которой юридическое лицо, ответственное за данную практическую деятельность, предоставляет Регулирующему Органу оценку безопасности установок и оборудования. Практическая деятельность или пользование разрешаются с учетом определенных ограничений или условий. Требования к оценке безопасности и ограничения, применяемые к такой деятельности должны быть менее строгими, чем при лицензировании;
  • Регулирующий орган – орган, назначенный или другим образом признанный правительством для обеспечения регулирования в связи с защитой и безопасностью;
  • Советник по безопасности – лицо или группа лиц, обладающих достаточной компетенцией для проведения экспертизы мероприятий по безопасности и утверждения проекта;
  • одобрение безопасности – внутреннее соглашение по предстоящему проекту;
  • техника безопасности – административные мероприятия и производственные процедуры для обеспечения безопасности работ.
  • оценка безопасности – анализ и оценивание безопасности проекта.
  • параметры безопасности – меры предосторожности, методы или оборудование проекта, необходимые для обеспечения безопасности и минимизации возможности происшествий и аварий во время эксплуатации.
  • пересмотр безопасности – внутренний, независимый пересмотр мероприятий по безопасности, включающий оценку безопасности, выполняемую лицом с соответствующей квалификацией и опытом.
  • мероприятия по безопасности – записанные предложения по деталям и особенностям безопасности при разработке нового проекта или при значительных изменениях существующего проекта, с включением результатов оценки безопасности.
  • источник – все, что может вызывать облучение, например, путем испускания ионизирующего излучения или выброса радиоактивных материалов или веществ.