Санитарно-просветительная работа на этапах выпадения радиоактивных осадков и поступления РВ с продовольствием и водой в организм человека

Санитарно-просветительная работа на этапах выпадения радиоактивных осадков и поступления РВ с продовольствием и водой в организм человека

После прохождения радиоактивного облака на местности в течение длительного времени остаются радиоактивные осадки, которые при отсутствии защиты могут стать причиной общего внешнего и контактного бета- и гамма-облучения, а также внутреннего облучения вследствие поступления РВ в организм с продовольствием и водой. В планировании и осуществлении защитных мероприятий следует исходить из фактически сложившейся радиационной обстановки. Обоснованные заключения по этому поводу могут быть сделаны только работниками радиологических групп СЭС и других специализированных организаций.

Санитарно-просветительные мероприятия по вопросам радиационной безопасности на данном этапе необходимо проводить по расширенной программе среди всех категорий населения: рабочих, служащих, пенсионеров, учащихся. Следует объяснить правила поведения людей на загрязненной территории, подчеркнуть необходимость строгого соблюдения общих гигиенических правил в быту и на производстве и особенно правил личной гигиены, так как только систематическое осуществление этих простейших мер значительно снижает радиоактивное загрязнение. В этот период необходимо распространять плакаты и памятки на эти темы. Плакаты и памятки должны быть художественно оформлены и содержать четкую, краткую и конкретную информацию. Памятки можно опускать в почтовые ящики, раздавать на предприятиях, при посещении магазинов, медицинских учреждений и т.д. В работу по пропаганде радиационно-гигиенических знаний вовлекаются местные органы информации: печать, радио, телевидение. Лекции и беседы по радиационной гигиене можно передавать по местному радио, печатать в местных газетах, выступать с ними на собраниях и т.д. Санитарно-просветительная работа должна проводиться врачами, имеющими специальную подготовку по радиационной гигиене. Необходимо учесть, что значительная часть населения не всегда и не во всем доверяет официальной информации, когда речь идет о действии радиационного фактора. Основными формами пропаганды на данном этапе являются лекции и беседы врачей, специалистов, научных работников, которые смогут обоснованно и четко ответить на все вопросы. Перед выступлением лектор должен внимательно оценить аудиторию, учесть ее общеобразовательный, информационный уровень и эмоциональное состояние. Необходимо учитывать психологическую напряженность аудитории. Чем выше образовательный уровень присутствующих, тем труднее лектору преодолеть психологический барьер между ним и слушателями. В таких аудиториях нередко присутствующие, задавая вопрос, заранее отрицательно относятся к ответу лектора. Люди, находящиеся во власти радиофобии, очень трудно поддаются переубеждению. У многих из них обоснованный оптимизм в оценке обстановки вызывает раздражение, в лучшем случае — недоверие. Радиофобию можно преодолеть только убеждением, знанием, попытки подавить ее волевыми решениями будут обречены на неудачу. Убеждать надо не «в лоб», а пользуясь косвенным подходом. Например, слушатели высказывают недоверие в отношении «чистоты» продуктов питания, которые продаются в магазине. В этом случае нужно привести конкретные данные измерений радиоактивного загрязнения продуктов и воды, а также измерений, проведенных на людях, и сравнить их с действующими нормативами.

Необходимо также рассмотреть такие вопросы, как пути поступления РВ в организм человека, их локализация, выведение из организма; объяснить разницу между внутренним и внешним облучением, между периодом полураспада и периодом полувыведения из организма РВ. Для того чтобы население могло реально оценить опасность радиации, оно должно знать «дистанцию» между природным радиационным фоном и уровнем воздействия радиации, при котором могут возникать первые отрицательные эффекты и лучевые поражения, а также местоположение на этой «дистанции» так называемых предельно-допустимых уровней (ПДУ) или доз (ПДД) облучения, устанавливаемых международной и национальными комиссиями радиационной защиты (МКРЗ или НКРЗ). Лектор должен проинформировать слушателей о сложившейся радиационной обстановке: мощность гамма-фона, содержание РВ в продуктах питания, в организме человека, познакомить с прогнозом — динамикой изменения радиационной обстановки на ближайшее время. В лекциях для рабочих и служащих со средним образованием, пенсионеров, школьников больше внимания необходимо уделить разъяснению биологического действия ионизирующего излучения в зависимости от дозы. В таких аудиториях хорошо проходит беседа по типу «вопрос — ответ».

Особое внимание необходимо уделить проведению методических семинаров для врачей всех специальностей, руководящих работников, технической интеллигенции, вовлеченных в работу по ликвидации последствий аварии. Проводить такие семинары должны специалисты по радиационной гигиене, врачи-радиологи, рентгенологи, специально подготовленные по программе «Радиационная гигиена». Информация на таких семинарах должна быть полной, вопросы необходимо рассматривать конкретно, применительно к данной ситуации, познакомить слушателей с проблемой общественного восприятия радиационного риска, причинами и последствиями радиофобии. Необходимо рассмотреть целесообразность проводимых защитных мероприятий. Лекции для ИТР должны содержать приблизительно такой же объем информации, как и для врачей.

Организаторы пропаганды радиационно-гигиенических знаний и ее непосредственные исполнители должны следить за тем, чтобы информация из различных источников не содержала противоречий. Лекторы не должны высказывать субъективную точку зрения в отношении рассматриваемых вопросов. Перечень материалов и методрекомендаций для подготовки лекций и бесед дается в Приложении N 1. Кроме того могут быть использованы материалы по ГО, которые имеются в штабах ГО всех административных территорий.

В Приложении N 2 приводятся «Примерные правила поведения населения при загрязнении окружающей среды радиоактивными веществами.

В приложении N 3 (не приводится) дано примерное содержание лекции для населения по вопросам радиационной гигиены.