Ресурсы, необходимые для осуществления вмешательства

Ресурсы, необходимые для осуществления вмешательства

На случай, если источники ионизирующего излучения находятся вне контроля регулирующего органа, лицензиатов или зарегистрированных лиц, национальная инфраструктура должна иметь ресурсы для осуществления мероприятий по обеспечению необходимой защиты населения. Такие мероприятия (вмешательство) могут потребоваться для уменьшения опасности, связанной с радиационными авариями, природными  источниками или бесхозными источниками, оставшимися от прошлой деятельности. В этих случаях соответствующие ресурсы должны быть выделены  на обучение персонала, приобретение и использование мониторингового и аналитического оборудования, а также связь и транспорт.

Вмешательство должно планироваться и рассматриваться как часть рутинного функционирования национальной инфраструктуры. Должны рассматриваться все типы ситуаций, при которых может потребоваться вмешательство. Для каждого типа ситуаций должны быть разработаны и согласованы со всеми заинтересованными соответствующие планы реагирования на ситуацию. Для проверки соответствия планов рассматриваемым ситуациям должны регулярно проводиться учения, по результатам которых планы должны пересматриваться и корректироваться. Кроме того, планы аварийного реагирования должны пересматриваться и обновляться с учетом изменений в персонале, политике и общественного мнения.

Вмешательство при крупномасштабных авариях, скорее всего, потребует участия различных правительственных организаций. Поэтому важно, чтобы план четко указывал организацию, осуществляющую общий контроль и координирование, а также ясно определял ответственность и роль каждой организации, участвующей в аварийном реагировании. Например, одна организация может осуществлять радиационный мониторинг после аварии, другая проводить анализ ситуации и разрабатывать рекомендации по вмешательству, а остальные организации будут реализовывать мероприятия по вмешательству.

ОБРАЗОВАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ И ИНФОРМАЦИЯ

Национальные инфраструктуры должны оказывать поддержку образованию и обучению, а также способствовать связям и обмену информацией в области радиационной защиты (см. рис.8). Образование и обучение должны быть на уровне, достаточном  для обеспечения существующих в стране требований к квалификации и образованию работников. Эти требования должны быть введены для всех уровней, начиная от обучения на рабочих местах и заканчивая послевузовским образованием. Образование и обучение в области радиационной безопасности могут предоставить и другие страны или организации, например, МАГАТЭ. Существенный вклад в обучение и подготовку могут внести научные визиты и стажировки в органах по радиационной защите других стран.

Контакты с международными организациями, с инфраструктурами других стран, а также с различными организациями в пределах данной инфраструктуры, способствуют обмену информацией по радиационной защите. Огромную роль при обмене информацией играют такие международные организации, как МКРЗ и МАГАТЭ, поэтому использование этой информации должно поощряться. Обмен информацией в рамках национальной инфраструктуры и с другими странами увеличивает эффективность инфраструктуры и позволяет унифицировать подходы к обеспечению радиационной защиты.

Необходимо отметить важность обмена информацией между национальной инфраструктурой и  общественностью. Инфраструктура должна предусматривать средства  для информирования общественности по вопросам радиационной безопасности напрямую, или через средства массовой информации. Кроме того, должен быть предусмотрен механизм информирования представителей общественности, например, местных политиков, вовлечение которых может способствовать расстановке приоритетов и вложению средств на нужды радиационной защиты.

 

 

Общение с населением должно включать также ОБРАТНЫЙ поток информации, т. е. население и общественные организации должны в свою очередь также предоставлять соответствующую информацию или выражать заинтересованность по вопросам радиационной безопасности.

Это особенно важно в момент разработки национальной политики и концепции в сфере радиационной защиты и безопасности. В этом случае, предложения населения в области обеспечения защиты и безопасности также понимаются во внимание.

ОРГАНИЗАЦИИ И СЛУЖБЫ

Большинства лицензиатов и зарегистрированных лиц не обладают ресурсами, достаточными для поддержания структур, установок или служб, необходимых для обеспечения соответствующего уровня безопасности рабочих мест. Эти структуры и службы должны создаваться в рамках национальной инфраструктуры, которая должна как минимум включать:

  • Организации по вмешательству.
  • Службы индивидуальной дозиметрии.
  • Службы мониторинга окружающей среды.
  • Организации по калибровке измерительных приборов.
  • Структуры (установки) по размещению и хранению отходов.

Наличие централизованных организаций и служб позволяет обеспечить эффективность и унифицированность обслуживания всей разрешенной деятельности. Кроме того, такое централизованное обслуживание позволяет создать национальную базу данных, например, регистр  по профессиональному облучению и по радиационным установкам.

Функционирование организаций и служб в рамках национальной инфраструктуры не снимает ответственности лицензиатов и зарегистрированных лиц за обеспечение необходимой защиты и безопасности в ходе своей деятельности.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

  • Национальная инфраструктура обеспечивает организацию и управление в области радиационной защиты и безопасности, позволяя правительству выполнять свои обязательства по защите профессионально облучаемого персонала и лиц из состава населения.
  • Национальная инфраструктура включает законодательство, регулирующий орган, ресурсы для обеспечения вмешательства, образования, обучения и обмена информацией, а также различные организации и службы.
  • Законодательство устанавливает регулирующие положения, которые определяют  требования безопасности и радиационной защиты, как персонала, так и населения. Законодательство должно определить обязанности и ответственность по выполнению этих требований.
  • Регулирующий орган должен обеспечивать право применение законодательства и регулирующих положений.
  • Ресурсы для вмешательства должны гарантировать соответствующее реагирование в ситуациях, когда за них не несут ответственности какие-либо лицензиаты, зарегистрированные лица или организации.
  • Системы образования, обучения и обмена информацией должны поддерживать необходимый уровень знаний и предоставлять информацию по вопросам радиационной защиты, как организациям, так и общественности.
  • Создание организаций и служб, функционирующих отдельно от лицензиатов и зарегистрированных лиц, повышает уверенность в том, что соблюдаются соответствующие стандарты и требования безопасности.
  • Регулирующие положения устанавливают, что на деятельность, связанную с владением, использованием и передачей источников должно быть получено разрешение регулирующего  органа.
  • Разрешение может быть осуществлено в виде лицензирования или регистрации.
  • Лицензия требуется там, где безопасность в основном зависит от лица, осуществляющего деятельность.
  • Регистрация может быть достаточна в случае, если безопасность обеспечивается самим устройством или оборудованием, технологические процедуры довольно просты, требуются минимальные навыки в работе, а проблемы, которые могут возникнуть при работе, хорошо известны.
  • Деятельность, а также используемые в рамках этой деятельности источники могут быть изъяты из сферы действия регулирующего контроля, если радиационные риски, которым подвергаются лица в результате  осуществления изымаемой практической деятельности или изымаемого источника, настолько низки, что не вызывают необходимости в их регулировании.
  • Лицензиаты, зарегистрированные лица и наниматели несут ответственность за установление целей радиационной защиты и разработку, осуществление и документальное оформление  программы радиационной защиты и безопасности, достаточной для соблюдения требований регулирующих положений.
  • Ответственные за радиационную безопасность (ОРБ) несут ответственность за консультирование по техническим вопросам безопасности, контроль выполнения требований радиационной безопасности, а также за организацию обучения персонала радиационной защите.
  • Работники обязаны выполнять все требования и правила радиационной защиты и действовать в соответствии с программой радиационной защиты.
  • Чтобы соблюдение регулирующих требований гарантировано выполнялось, правительство должно учредить или назначить независимый регулирующий орган.
  • Функции регулирующего органа состоят в том, чтобы проводить оценку заявок на получение разрешений на ведение практической деятельности или применение (владение) источника,  инспектировать разрешенную деятельность на предмет ее соответствия регулирующим требованиям, применять меры принуждения в случаях, если регулирующие требования не выполняются и поддерживать развитие  культуры безопасности
  • В круг основных обязанностей инспекторов входит: входить в помещения, где расположены источники, и производить оценки соответствия деятельности с источниками регулирующим требованиям; осматривать помещения с целью выявления несоответствия регулирующим требованиям; изучать регистрационные записи, связанные с деятельностью или использованием источников, опрашивать лицензиатов, зарегистрированных лиц, нанимателей и работников по вопросам выполнения требований безопасности; испытывать оборудование, брать пробы и анализировать материалы для проведения оценок; требовать приостановления любой деятельности, обезвреживания источника или выполнения других действий по обеспечению безопасности и защиты в случае, если инспектор считает, что существует недопустимая опасность, связанная с продолжением деятельности или использования источника.
    • Для поддержания соответствующего уровня безопасности в рамках национальной структуры должны быть созданы следующие организации и службы: организации по вмешательству; службы индивидуальной дозиметрии; службы мониторинга окружающей среды; организации по калибровке измерительных приборов; организации по размещению и хранению радиоактивных отходов.
 

ГЛОССАРИЙ

Зарегистрированное лицо Держатель действующего документа о регистрации
Культура безопасности Позиция личностей и организаций в отношении вопросов защиты и безопасности
Лицензиат Держатель действующей лицензии.
Лицензия Форма разрешения для деятельности, связанной  с повышенным риском опасности. Безопасность при выполнении этой деятельности в большой степени зависит от лица, ее осуществляющего
Несоблюдение Несоответствие требованиям регулирующих положений
Разрешение Официальное разрешение, выдаваемое регулирующим органом в виде регистрации или лицензии.
Регистрация Форма для разрешения деятельности с низким уровнем риска
Соблюдение Соответствие требованиям регулирующих положений
Уведомление Документ, извещающий регулирующий орган о намерении вести практическую деятельность с источником излучения, или  приобрести, или переместить  источник излучения