Регулирующий орган

Регулирующий орган

Закон в области радиационной безопасности  должен  учредить или назначить Регулирующий орган, уполномоченный обеспечивать действие законодательства и регулирующих положений. Законодательство должно также обеспечить раздельное функционирование регулирующего органа  и других организаций, которые осуществляют деятельность с источниками ионизирующего излучения лучения, с тем, чтобы обеспечить эффективную независимость регулирующего органа. Регулирующий орган должен иметь достаточные полномочия и ресурсы для выполнения своих функций, которые заключаются в следующем:

  • Проводить оценку заявок на получение разрешений на ведение практической деятельности и затем, выдавать, пересматривать, обновлять или изымать выданные разрешения.
  • Инспектировать разрешенную деятельность на предмет ее соответствия регулирующим требованиям.
  • Применять меры принуждения в случаях, если регулирующие требования не выполняются.
  • Поддерживать развитие  культуры безопасности.

Обязанности и функции Регулирующего Органа

Регулирующий орган может иметь разную структуру и формы. В некоторых случаях отдельные виды деятельности могут контролироваться различными государственными органами, например, рентгеновское оборудование и деятельность, связанная с использованием радиоактивных материалов может контролироваться разными министерствами. В последующих разделах описаны функции «объединенного» регулирующего органа, т.е.  полагая, что он является единственным для всех видов деятельности.

1.1 Оценка безопасности

При рассмотрении заявки на выдачу разрешения Регулирующий орган должен выполнить оценку безопасности заявителя, с тем, чтобы убедиться в выполнении им всех требований безопасности и защиты. Степень оценки безопасности может меняться в зависимости от величины угрозы, которую может представлять заявленная деятельность. Например, при деятельности, связанной с низкой опасностью, как, например, в случае использования рентгеновского оборудования, может оказаться достаточной общая оценка безопасности. При более опасной деятельности, например, на ядерных установках, может потребоваться специальная оценка безопасности на различных этапах работы, включая этапы выбора площадки, проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации. Важнейшие вопросы, связанные с оценкой безопасности рассматриваются ниже, в модуле 3.3.

Когда оценка безопасности завершена, регулирующий орган должен оценить ее результаты на соответствие требованиям регулирующих положений и национальных и международных норм радиационной безопасности. Глубина оценки безопасности зависит от степени опасности, связанной с рассматриваемой практической деятельностью. При необходимости от заявителя может потребоваться дополнительная информация, возможно, с проведением дополнительной инспекции, испытаний или аккредитации.

1.2 Инспектирование

После того, как заявителю выдано разрешение, регулирующий орган должен постоянно убеждаться в выполнении им регулирующих требований,  что достигается путем периодического инспектирования его деятельности.

Ответственность и обязанности инспектора должны быть определены  в регулирующих положениях. Инспектор должен быть в праве предпринимать немедленные действия по обеспечению безопасности, как персонала, так и населения. Основные права и обязанности инспектора заключаются в следующем:

  • Входить в помещения, где расположены источники и производится разрешенная деятельность в любое время, удобное как для инспектора, так и для лицензиата, зарегистрированного лица или пользователя, и производить оценки соответствия деятельности регулирующим требованиям.
  • Осматривать помещения с целью выявления несоответствия регулирующим требованиям.
  • Изучать регистрационные записи, связанные с деятельностью или использованием источников, а также при необходимости делать копии этих записей.
  • Опрашивать лицензиатов, зарегистрированных лиц, нанимателей и работников по вопросам выполнения требований безопасности.
  • Испытывать оборудование, брать пробы и анализировать материалы для проведения соответствующих оценок.
  • Требовать приостановления любой деятельности, обезвреживания источника или выполнения других действий по обеспечению безопасности и защиты в случае, если инспектор считает, что существует недопустимая опасность, связанная с продолжением деятельности или использования источника.

Регулирующие положения должны быть составлены так, чтобы оказывать помощь инспекторам и обеспечивать их защиту при выполнении ими своих обязанностей. Для того чтобы в работе инспекторов была согласованность, регулирующий орган должен установить критерии и процедуры инспектирования. Эти критерии и процедуры должны быть доступны лицам, имеющим разрешение, что поможет им организовать свою деятельность в соответствии с регулирующими требованиями и критериями инспектирования.

1.3 Меры принуждения

Если при инспектировании выявлено несоответствие с регулирующими требованиями, регулирующий орган может принять меры принуждения для восстановления соответствия. Строгость мер зависит от степени опасности, возникшей в результате такого несоответствия, но иногда также и от того, было ли несоответствие обнаружено инспектором или о нем известили сами лицензиаты, зарегистрированные лица наниматели.

Меры принуждения могут включать штраф или другие действия, предусмотренные с целью принуждения уполномоченных лиц выполнять  требования регулирующих документов. Регулирующие документы должны также устанавливать требования, позволяющие наказанным лицам опротестовывать в официальном порядке налагаемые меры наказания и штрафы.

Регулирующие положения должны устанавливать требования, согласно которым они сами должны стремиться к устранению несоблюдений. Эти требования указывают на необходимость:

  • Расследования причин, обстоятельств и последствий несоблюдения;
  • Принятия всех необходимых мер для  устранения несоблюдения и не допущения его повторения в будущем;
  • Уведомления регулирующего органа о случаях и последствиях несоблюдения, и о предпринятых или планируемых мерах по его устранению.

Требования по уведомлению регулирующего органа об имеющихся несоблюдениях должны быть отражены в регулирующих документах. Эти требования должны устанавливаться с учетом характера несоблюдения, например, если несоблюдение явилось или могло бы явиться причиной аварийной ситуации, Регулирующий орган должен быть поставлен в известность немедленно.

Предпочтительно, чтобы корректирующие и предотвращающие действия по устранению несоблюдений осуществлялись бы в процессе работы, а не под давлением регулирующего органа. Меры принуждения должны быть менее строгими, если лицо, имеющее разрешение, своевременно известило регулирующий орган о несоблюдении и предприняло корректирующие и предотвращающие меры.

Между регулирующим органом и лицами, получившими разрешения, должны поддерживаться конструктивные отношения и сотрудничество. Регулирующий орган должен стремиться издавать руководства по выполнению требований регулирующих положений, а имеющие разрешения лица должны сотрудничать в предоставлении информации и опыта по выполнению деятельности и безопасности источников, а также оказывать помощь инспекторам.

1.4 Содействие развитию культуры безопасности

Культура безопасности – это отношение отдельных лиц и  организации в целом к вопросам радиационной защиты и безопасности. Там, где культура безопасности находится на высоком уровне, таким вопросам уделяется достаточное внимание и без давления со стороны регулирующего органа. Роль культуры безопасности ярко проявляется при расследовании причин радиационных аварий, в частности установлено, что недостаток культуры безопасности явился одной из причин Чернобыльской аварии.

Лицензиаты, зарегистрированные лица или наниматели несут ответственность за развитие и поддержание культуры безопасности. Регулирующий орган не может насаждать культуру безопасности, но он обязан поддерживать усилия по развитию и поддержанию таких признаков культуры безопасности, как:

  • Приоритетное отношение работников, уполномоченных лиц и ответственных за радиационную безопасность к обязанностям, связанным с безопасностью.
  • Четкое определение обязанностей каждого лица, в том числе работников высшего управленческого звена, в области обеспечения защиты и безопасности.
  • Стремление к знаниям в сфере защиты и безопасности и недопущение самоуспокоенности.
  • Установление общения и каналов связи по вопросам безопасности на различных уровнях в организации и между такими уровнями.

Посредством развития указанных черт и  признаков, устанавливается и поддерживается высокий уровень культуры безопасности. Это, в свою очередь  позволяет обеспечить безопасность рабочей зоны и избежать аварийных ситуаций.