Плавучие АЭС — ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Плавучие АЭС — ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Минатом фактически начал строительство плавучих АЭС при открытом нарушении Конституции и законов «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.), «Об экологической экспертизе» (1995 г.) и «Об использовании атомной энергии» (1995 г.) и с широким использованием средств федерального бюджета.

Строительство плавучих АЭС планируется Минатомом на основе судовых ядерных реакторных установок КЛТ-40С, история эксплуатации которых всегда была секретной, в том числе и по причине радиационных аварий на них. Одно это обстоятельство заставляет утверждать, что эти реакторные установки неприемлемо опасны.

Экономическое обоснование строительства плавучих АЭС сомнительно, так как не учитывает многих необходимых расходов. При учете этих расходов строительство плавучей АЭС не может быть рентабельным или, во всяком случае, оно будет много дороже, чем обеспечение предполагаемых регионов другими энергоисточниками.

Строительство и эксплуатация плавучих АЭС связаны с большими и недооцениваемыми атомщиками экологическими рисками. Анализ возможного влияния плавучей АЭС на окружающую среду выполнен с крупными принципиальными недостатками и не может быть признан удовлетворительным.

Выход Минатома России на практику сооружения более опасных АЭС происходит в отсутствии четких единых государственных требований к обеспечению безопасности для каждого типа объекта использования атомной энергии в целом, к его системам и элементам, основному и вспомогательному оборудованию. Такое положение дел тем более настораживает в условиях ликвидации в Госатомнадзоре России структур, осуществлявших ранее надзор за безопасностью проектно-конструкторских разработок. С их упразднением потеряна возможность оценки основных проектных решений с точки зрения их соответствия требованиям по безопасности в области использования атомной энергии уже на самых ранних этапах создания проекта (в настоящее время оценка проекта производится только на стадии получения в Госатомнадзоре России лицензии уже на строительство объекта). Сочетание нынешнего положения в Госатомнадзоре России с заинтересованностью Минатома России в сооружении многих опасных АЭС и с отсутствием необходимой полноты и достаточности пакета НД по безопасности для транспортного (транспортабельного) направления ЯЭУ для России, по нашему мнению, не допустимо.

Поддержка планов по размещению плавучих АЭС региональными администрациями Чукотского и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономных округов, а также Архангельской области (г. Северодвинск) прозрачно связана с их желанием получить с помощью Минатома средства из федерального бюджета на социально-экономическое развитие регионов. При этом руководство регионов не представляет опасности отрицательных последствий работы плавучих АЭС, которые несоизмеримы с сиюминутной выгодой от них.

Планы Минатома по распространению плавучих АЭС в другие страны мира крайне опасны с позиций нераспространения оружия массового уничтожения. Высокообогащенного урана оружейного качества, содержащегося в двух реакторах плавучей АЭС и хранилище свежих ТВС, достаточно для изготовления десятков атомных бомб. Попадание этого урана в страны, стремящиеся стать членами ядерного клуба, избавит их от необходимости создания собственной урановой промышленности (по добыче, обогащению урана). Это сделает атомное оружие практически вседоступным, что изменит всю геополитическую картину современного мира.

Работы Минатома России по созданию плавучих АЭС имеют в качестве перспективной цели еще один выход российской атомной энергетики на зарубежный рынок. Эти планы Минатома по организации распространения плавучих АЭС по всему миру на основе лизинга сомнительны не только с экономической и геополитической, но и с морально-этической точек зрения. Минатом производит электроэнергию на ПАЭС, продает ее в какую-то страну, затем возвращает на территорию России все радиоактивные отходы, все отработавшее топливо и принимает на себя сверхубыточные обязательства по последующему обращению с ним, включая вечное захоронение. Прибыль Минатому — сегодня, затраты бюджетных средств на переработку РАО и отработавшего ядерного топлива — на завтра, и радиоактивные отходы россиянам — навечно!

Мы обращаем внимание Госатомнадзора России на его попустительство реализации планов Минатома по строительству ПАЭС.

Мы обращаем внимание Правительства РФ, властей и общественных организаций г. Санкт-Петербурга на возникновение серьезного риска аварий, связанных со строительством и промышленными испытаниями ПАЭС на территории города (на АО «Балтийские заводы»).

Мы обращаем внимание Генеральной прокуратуры России на открытое нарушение Минатомом России Конституции и целого ряда законов Российской Федерации при организации строительства ПАЭС и требуем обеспечить приведения в соответствие с Конституцией Российской Федерации действующих законов по использованию атомной энергии, НД по АЭС и вернуть деятельность Минатома в конституционное поле Российской Федерации.

Мы обращаем внимание международных межгосударственных и общественных организаций на надвигающуюся небывалую, новую опасность, связанную с неподдающимся контролю распространением расщепляющегося материал в связи с планами Минатома России по организации лизинга ПАЭС.

Мы призываем общественность и правительства всех стран мира, в первую очередь, Арктических стран (США, Канады, Норвегии, Дании, Финляндии, Швеции, Германии, Японии), — пока не поздно! — высказаться против этих опасных планов, а страны, с которыми Минатом России уже вел переговоры по ПАЭС (Индонезия, Филиппины, Чили, Аргентина, Китай), — отказаться от их осуществления.