Плавучие АЭС — Введение

Плавучие АЭС — Введение

Минатом России на протяжении последних пятнадцати лет активно пропагандирует идею размещения на Севере и Дальнем Востоке Российской Федерации так называемых плавучих атомных станций малой мощности. Прототипами энергоустановок для этих станций были выбраны реакторные установки типа КЛТ-40С, имеющие опыт эксплуатации на нескольких советских (российских) атомных ледоколах и лихтеровозе «Севморпуть» и использующие в качестве топлива высокообогащенный уран.

«Пресс-служба Минатома сообщила, что в рамках конверсии разработано предложение построить серию плавучих АЭС на базе высоконадежных и проверенных длительной эксплуатацией ледокольных реакторных установок. Такие АЭС мощностью до 80 МВт могут решить острейшую проблему энергообеспечения прибрежных регионов Севера и Востока России. Первая подобная АЭС, как отмечается, может быть построена в течение 4 лет. Срок окупаемости такой АЭС определяется в 5-6 лет после ввода ее в эксплуатацию»
Москва, 21 января 1999 г., корр. ИТАР-ТАСС Леонид Райцин.

Опыт Чернобыля, казалось бы, должен был нас научить осторожному отношению к атомным технологиям. Действительно, после катастрофы на Чернобыльской АЭС в России появилось немало нормативных документов (законов, правил, инструкций), касающихся создания новых атомных объектов.

Однако разработчики проекта ПАЭС с реакторными установками КЛТ-40С во всех своих предложениях о возможности и необходимости применении таких АЭС обоснования ядерной, радиационной и экологической безопасности заменяют ссылками на большой и положительный опыт эксплуатации атомных энергетических транспортных установок на флоте.

Официальная статистика нарушений в работе транспортных ядерных энергоустановок является «закрытой», а появляющиеся в открытой печати данные касаются лишь части (возможно, малой) случавшихся аварий и инцидентов (Осипенко и др., 1996; Нильсен и др., 1996; Хэндлер, 1995 и др.). Есть данные, по крайней мере, о шести серьезных авариях с выходом радиоактивных продуктов на атомных ледоколах («Ленин» — в 1965, 1966 и 1967 гг., «Россия» — в 1988 г. и «Арктика» — в 1993 и 1996 гг., таблица 1). На самом деле, с поправкой на прошлую советскую секретность, таких аварий, конечно же, было много больше.

Время События Место события Название судна Описание события
Февраль 1965 г. Мурманск А/л «Ленин» Во время ремонтных работ авария реактора №2 с повреждением большей части активной зоны. Переоблучение экипажа.
1966 г. Мурманск А/л «Ленин» Деформация ТВС при выгрузке.
1967 г. Мурманск А/л «Ленин» Выброс радиоактивных продуктов из-за течи 3-го контура.
18.08.88 г. Арктика А/л «Россия» Расплавление активной зоны реактора.
25.01.93 г. Карское море А/л «Арктика» Разгерметизация крышки реактора. Выброс радиоактивных веществ (общей активностью не менее 1,5 Ки) на протяжении нескольких суток. Переоблучение экипажа.
22.02.96 г. Мурманск А/л «Арктика» Течь 1 контура (до 70 л./час)
Таблица 1. Ставшие известными аварии на атомных реакторных установок ледоколах (по данным разных авторов).

Анализ аварий транспортных реакторных установок советского производства (на атомных подводных лодках и атомных ледоколах), на основе имеющихся сведений (см. приложения 2-4), заставляет категорически возражать против любого тиражирования подобных проектов.

Необходимо учитывать, что ядерная и радиационная безопасность создаваемых ПАЭС регламентируется нормативной документацией (НД), которая была введена в действие много лет назад. Эти нормы разрабатывались с учетом нацеленности Минатома на широкомасштабное развертывание объектов атомной энергетики. Ряд положений «Общих положений безопасности АЭС. ОПБ-88/97» и требований «Правил ядерной безопасности реакторных установок. ПБЯ РУ АС-89» имеют формулировки, позволяющие сводить к минимуму затраты на обеспечение безопасности АЭС, на защиту населения и охрану окружающей среды. Эта старая нормативная база не гарантирует создание безопасных ПАЭС и их безопасную эксплуатацию

Структура настоящей брошюры следующая.
Часть I посвящена истории создания и краткому описанию плавучей АЭС (ПАЭС). После описания краткой истории проекта ПАЭС (глава 1, авторы В.М. Кузнецов, А.В.Яблоков, В.М. Десятов) рассматриваются его основные технические черты и его недостатки (глава 2-4, авторы В.М.Кузнецов, Е.Я. Симонов). В части II приведены недостатки экономического обоснования проекта (глава 5, авторы И.В. Форофонтов, А.В. Яблоков, В.М. Десятов и В.М.Кузнецов).

В части III анализируются последствия использования ПАЭС в Арктике и Индонезии (главы 6, 7 авторы А.В. Яблоков и В.М. Кузнецов). Часть IV посвящена экологическим проблемам, связанным с реализацией проекта плавучей АЭС, — радиоактивным выбросам и другим влияниям ПАЭС на среду (главы 8-10, авторы В.М. Кузнецов, А.В. Яблоков и Е.Я. Симонов). Небольшая по объему, но важная часть V посвящена геополитическим проблемам и вопросам обеспечения физической защиты, возникающим при реализации проекта ПАЭС (глава 11 авторы В.М. Кузнецов, А.В. Яблоков и Е.Я. Симонов). Принципиально важная часть VI посвящена анализу юридических аспектов проблемы строительства и эксплуатации ПАЭС (глава 12 авторы А.В.Яблоков, В.М. Кузнецов и Е.Я.Симонов). В последней части VII приведен анализ нарушений в работе ядерных энергетических установок судов — прототипов ПАЭС, а также недостатки в создании базы данных по нарушениям в работе судовых ЯЭУ (главы 13,14, авторы И.Б. Колтон, В.М. Кузнецов и А.К.Никитин)

Окончательный текст брошюры согласован всеми авторами и выражает их общую точку зрения.

В Приложении 1 приведен текст письма исполнительного директора концерна «Росэнергоатом» Ю. Яковлева в адрес администрации Чукотского автономного округа, а также руководства МСоЭС. В приложении 2 дается наиболее полное описание аварий и инцидентов, происшедших на атомных реакторах ледокольного флота СССР/России, происшедших с 1965 по 2000 гг. В Приложении 3 приводятся некоторые аварии отечественных атомных подводных лодок, происшедшие в 1960-2000 годы. В Приложении 4 описывается авария на атомной подводной лодке в 1985 году в бухте Чажма — типичная запроектная авария на атомной энергетической установке, сходной по размеру с КЛТ-40С. В Приложении 5 дан краткий анализ радиологической обстановки на Крайнем Севере России. В Приложении 6 приведены выводы и рекомендации общественной экологической экспертизы проектной документации ПАЭС. В Приложении 7 приведен список принятых сокращений.

Издание рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся проблемами ядерной и радиационной безопасности, экологии, Арктики и Мирового океана.

95 c., Библ. 78 назв., 6 рис.

Издание осуществлено при поддержке Швейцарского Зеленого Креста и программ по ядерной и радиационной безопасности Российского Зеленого Креста, Центра Экологической Политики России.

В ходе подготовки первого издания брошюры по отдельным главам были получены важные замечания от В.И. Булатова (Новосибирск). М.А. Германа (г.Ростов на Дону), И.В. Лисовского (Санкт-Петербург), Е.Ю. Крысанова. К. К. Крылова, Д.В. Кузнецова (Москва), И.В. Кудрика (.Осло, Норвегия), С. Э. Пащенко (Новосибирск), Л.А. Поповой (Москва), Э.А. Тагирова (Обнинск), Дж. Хэндлера (Бостон, США), О.В.Федорук, Б. А. Чепенко и В. Н. Якимца (Москва). Авторы брошюры благодарны экспертам-участникам общественной экологической экспертизы проектных материалов атомной теплоэлектростанции малой мощности на базе плавучего энергоблока проекта 20870 с реакторными установками КЛТ-40С в г. Певеке: Смирнову Г.П., Кузнецовой Е.Э., Шрамченко А.Д., Кокурину Ю.С., Матушевскому Г.В., Кабатченко И.М., Овсянникову Н. Г. за ценные замечания при работе над рукописью настоящей брошюры.