Перевозка и хранение радиоактивных материалов

Перевозка и хранение радиоактивных материалов

При использовании радиоактивных материалов часто возникает необходимость в их безопасной перевозке и хранении. Для минимизации облучения во время указанных операций применяются принципы радиационной безопасности. Изучая данный  модуль, Вы узнаете,  как  принципы радиационной безопасности позволяют контролировать радиационные риски, связанные с транспортировкой и хранением радиоактивных материалов.

Международные перевозки радиоактивных материалов осуществляются в соответствии с требованиями, разработанными МАГАТЭ. Эти требования, упоминаемые далее как  «Правила перевозки», детально рассматриваются  в данном модуле. Вы узнаете, как посредством установления пределов на содержание радиоактивности и дозы внешнего облучения можно достичь  безопасности при   упаковке и перевозке радиоактивного материала. Вы также узнаете о способах безопасной транспортировки радиоактивных материалов и международных организациях, ответственных за эти вопросы.

1. ПРАВИЛА по ПЕРЕВОЗКЕ

На каком-то этапе использования радиоактивных материалов может возникнуть необходимость в их перевозке в пределах страны или в какую-либо другую страну. Независимо от того, какой является перевозка  — автомобильным,  морским, ж/д или воздушным путем – для обеспечения безопасности людей, имущества и окружающей среды должен производиться строгий регулирующий контроль.  По этой причине, и чтобы способствовать согласованности требований, предъявляемых к транспортировке радиоактивных материалов, МАГАТЭ разработало ряд нормативов по безопасной перевозке  радиоактивных материалов. В данном модуле приводятся самые важные аспекты этих нормативов, но не даются детали всех ситуаций. Поэтому, если вы намереваетесь перевозить радиоактивные материалы, вам рекомендуется обращаться непосредственно к стандартам безопасности МАГАТЭ или к нормам, принятым для перевозок, в вашей стране.

1.1 Общие сведения

Радиоактивные материалы классифицированы ООН как опасный груз (класс 7) и подлежат самым жестким способам контроля. В качестве руководства по проведению указанного контроля МАГАТЭ разработало нормы безопасности, известные как Правила безопасной перевозки радиоактивных материалов (ST-1). Эти нормы безопасности, часто называемые Правилами по  перевозке, разработаны в  соответствии с требованиями BSS, и таким образом соблюдение этих правил означает также соблюдение принципов и требований BSS в отношении перевозки радиоактивных материалов.

Как это обычно принято  при создании нормативов по перевозке, МАГАТЭ планирует  опубликовать  два вспомогательных документа,  содержащих дополнительные справочные и пояснительные материалы. До момента их публикации предлагается пользоваться двумя ранее изданными  вспомогательными документами, дополняющими Серию изданий по безопасности № 6. Первый из этих документов называется Пояснительный материал к Правилам МАГАТЭ по безопасной перевозке радиоактивных материалов (Серия изданий по безопасности № 7).  Этот документ разъясняет, почему нормативные требования, изложенные в Правилах, необходимы. Он также логически обосновывает принятые нормы и способствует общему пониманию проблемы.

Второй документ —  Справочный материал к Правилам МАГАТЭ по безопасной перевозке радиоактивных материалов (Серия изданий по безопасности № 37) — содержит справочную информацию по техническим требованиям Правил, а также  по методам и технологиям, которые могут использоваться для их выполнения. По существу этот документ разъясняет, как следует применять Правила.

Совместно эти три документа представляют подробное руководство по выполнению основных норм МАГАТЭ по перевозке радиоактивных материалов , и в случаях таких перевозок рекомендуется комплексное применение указанных документов.

Необходимо заметить,  что подобно BSS Правила по перевозке МАГАТЭ  не имеют прямой юридической силы (то есть,  до тех пор, пока они официально не включены в законодательство страны, их применение как бы не является обязательным). Однако эти правила были приняты всеми международными транспортными организациями, и, следовательно,  в случае международных транспортировок радиоактивных материалов они должны неукоснительно соблюдаться.

1.2 Цели

Главная цель Правил по перевозке – установить национальные и международные нормы безопасности, которые обеспечили бы  приемлемый уровень защиты людей, имущества и окружающей среды от воздействия излучения во время перевозки радиоактивного материала.  Эта защита достигается обязательным применением:

  • защитной оболочки (герметизации) для радиоактивного материала (это требование касается конструкции и физических характеристик упаковки, а также активности и природы ее радиоактивного содержимого);
  • контроля за внешними уровнями излучения (требование  касается максимального уровня излучения на внешней поверхности упаковки, который должен обеспечиваться соответствующей конструкцией упаковки, а также маркировкой упаковки предупреждающими знаками и правильной укладкой упаковки  при ее транспортировке);
  • мер по предотвращению повреждений в результате теплового воздействия (требование касается максимальной температуры поверхности упаковки и инструкций по обеспечению безопасного рассеяния любого генерируемого тепла);
  • мер по предотвращению критичности (относится к предупреждению самопроизвольной цепной реакции при перевозке делящихся материалов).

Главная философия, положенная в основу Правил МАГАТЭ по перевозке, состоит в том,  что вся ответственность за безопасность транспортировки радиоактивного материала возлагается на лицо или организацию, отправляющую материалы, и таким образом, от перевозчика не требуется никаких специальных усилий. При обращении с радиоактивными грузами от работников транспортной индустрии требуется та же степень ответственности, как и при перевозке  любых  других  опасных материалов. Правила МАГАТЭ специально акцентируют внимание на том, что необходимый уровень защиты при перевозках радиоактивных грузов достигается, прежде всего, конструкцией упаковки, которая создается в соответствии с типом и количеством радиоактивного содержимого и с учетом того, что транспортное средство с упаковками может попасть в аварию.

1.3 Компетентные органы

Правила по перевозке требуют назначения в каждой стране компетентного органа (органов) для осуществления контроля за исполнением национальных и международных норм. Эта  обязанность обычно возлагается на  национальный Регулирующий орган, но в некоторых случаях этот орган может делегировать эту обязанность  другой организации.

По существу,  компетентный орган несет ответственность за:

  • издание и внедрение национальных и международных норм;
  • издание документов, утверждающих (разрешающих использование) отдельных операций по перевозке;
  • издание документов, утверждающих (разрешающих использование) отдельных типов упаковок;
  • учреждение программы контроля за соблюдением Правил;
  • консультирование по вопросам применения Правил  представителей правительства, пользователей и промышленных предприятий.