ПАТЭС: у головного энергоблока есть предварительное имя — «Академик Ломоносов»

ПАТЭС: у головного энергоблока есть предварительное имя — «Академик Ломоносов»

Об этом сообщил 13 ноября в г. Вилючинске Камчатского края начальник управления развития, экономики и финансов филиала ОАО «Концерн Энергоатом» «Дирекция строящихся ПАТЭС» Михаил Шурочков. Сегодня здесь проходят общественные слушания по материалам проектной документации и оценки воздействия на окружающую среду планируемой к размещению ПАТЭС. Участие в них принимают представители администрации Камчатского края и Вилючинского городского округа, командования объединенной группировки войск и сил на Северо-Востоке России, депутаты, лидеры общественных организаций и отделений партий, население и СМИ Вилючинска и Камчатского края, а также представители ОАО «Концерн Энергоатом», ЗАО «Атомэнерго».

В настоящее время ОАО «Концерн Энергоатом» ведет строительство первой, или, как ее чаще всего называют, «головной», плавучей атомной теплоэлектростанции мощностью 70 МВт с реакторными установками КЛТ-40С. По классификации морского регистра России, плавучий энергоблок представляет собой несамоходное стоечное судно. Длина плавучей АЭС — 144 метра, ширина — 30, высота по борту — 10, осадка — 5,5 метра. В зависимости от требований потребителей ПАТЭС позволит обеспечить электрическую мощность 37–70 МВт и теплофикационную мощность — 50–146 Гкал/час.

«Использование ПАТЭС наиболее перспективно для районов Крайнего Севера и Дальнего Востока с суровыми климатическими условиями и постоянной потребностью в тепле. Ключевым фактором для энергетики этих регионов является именно теплогенерация. Здесь она более значима, чем электрогенерация, в отличие от центральных регионов России, где тепловая энергия, вырабатываемая атомными электростанциями, является побочным продуктом, хотя и используется для теплоснабжения пристанционных городов и поселков», — подчеркнул Михаил Шурочков.

Важный аргумент в пользу применения АЭС в данных районах, по словам начальника управления развития, экономики и финансов филиала ОАО «Концерн Энергоатом» «Дирекция строящихся ПАТЭС», — более высокая экономическая эффективность по сравнению с альтернативными вариантами энергоснабжения.

«Основной вид генерации для локальных энергосистем в настоящее время — электростанции на дизельном топливе — отличается очень высокой стоимостью электроэнергии, в первую очередь, из-за сложностей доставки топлива. Фактическая стоимость электроэнергии превышает таковую в европейской части России в 10 и более раз, что делает размещение объектов атомной энергетики в отдаленных регионах весьма актуальным. Малые АЭС позволяют существенно сократить объемы привозного дизельного топлива и мазута и снизить стоимость электрической и тепловой энергии», — отметил Михаил Шурочков.

Проект ПАТЭС вобрал в себя многолетний отечественный опыт создания и эксплуатации транспортных реакторных установок, кораблей и судов с ЯЭУ, а также современные наработки в области безопасности.

«Плавучий энергоблок спроектирован с учетом современных, очень жестких требований безопасности, — говорит заместитель генерального директора ЗАО «Атомэнерго» Виктор Иванюк. — Прототипы этих реакторов успешно эксплуатировались на атомных ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» и лихтеровозе «Севморпуть». Установки аналогичного типа используются также на атомных подводных лодках, суммарный опыт их эксплуатации превышает 6 000 реакторо-лет. Сами реакторы КЛТ-40С оснащены современными системами безопасности. Причем в них уже заложен пассивный, то есть не зависящий от участия человека и автоматики, принцип срабатывания. В реакторе используется низкообогащенное топливо, удовлетворяющее требованиям МАГАТЭ по нераспространению».

В проекте ПАТЭС предусмотрено пять барьеров безопасности, гарантирующих отсутствие выхода радиоактивных веществ за пределы корпуса плавэнергоблока не только при нормальной эксплуатации, но и теоретически при любых возможных авариях.

«О проекте ПАТЭС я знаю давно. Наверное, с момента появления такой идеи в России, поскольку имею отношение к атомной отрасли в связи с профессиональной деятельностью, — говорит слесарь-судоремонтник ОАО «Северо-Восточный региональный центр», почетный житель г. Вилючинска, лауреат Государственной премии Алексей Горин. — Реакторные установки на подводных лодках зарекомендовали свою надежность. Плавучие АЭС будут отличаться такой же надежностью и безопасностью — технология-то известна и отработана. Я помню, как люди боялись летать на самолетах, когда они только появились в нашей стране. Сейчас мы готовы лететь в космос, появилось даже такое понятие — космический туризм. Человечество развивается поступательно. И, если оглянуться вокруг, трудно не заметить, что в мире перестали бояться атома: во Франции электроэнергия, вырабатываемая на атомных станциях, занимает почти 80 % в объеме генерации, Япония, пережившая ядерную бомбардировку, тоже не боится мирного атома. А чего его бояться? С ним просто надо грамотно работать. Опыт такой у России есть. И, возможно, уже через несколько лет не только ПАТЭС, но и термоядерные станции станут обычным явлением в нашей жизни».

Строительство первой ПАЭС должно завершиться в 2012 году. Заказчиком-застройщиком ПАТЭС в Вилючинске является Дирекция строящихся плавучих атомных теплоэлектростанций — филиал ОАО «Концерн Энергоатом», специально созданный для реализации этого проекта. Строительство плавучего энергоблока поручено ОАО «Балтийский завод», имеющему опыт сооружения атомных ледоколов. Генеральный конструктор и поставщик реакторной установки — ОАО «ОКБМ Африкантов». Поставщик турбогенераторной установки — ОАО «Калужский турбинный завод». Генеральный конструктор ПЭБ — ЦКБ «Айсберг». Генеральный проектировщик станции — ЗАО «Атомэнерго». Проект реализуется также за счет серьезной кооперации ведущих российских судостроителей и научных организаций, имеющих огромный опыт в создании судов и энергоустановок для морского флота.

Планируемый срок строительства ПАТЭС составляет четыре года. В процессе эксплуатации предусматриваются два средних ремонта — через каждые 12 лет, на время которых плавэнергоблок будет уходить на докование, замену выработавшего свой ресурс оборудования и перегрузку топлива. Общий срок эксплуатации плавэнергоблока составит 36 лет без учета времени на ремонтное обслуживание и транспортировку.

Управление информации и общественных связей ОАО «Концерн Энергоатом».