Обеспечение безопасности эксплуатации реакторных установок атомных ледоколов

Обеспечение безопасности эксплуатации реакторных установок атомных ледоколов

На российских атомных ледоколах надежность функционирования реакторной установки обеспечена целой системой технических и организационных мер. Она включает использование свойств внутренней самозащищенности реактора, применение концепции глубокоэшелонированной защиты, а также систем безопасности, построенных на основе принципов дублирования, пространственного и физического разделения.

Основными критериями, влияющими на безопасность установки во время эксплуатации ледокола, являются надежность управления и контроля за цепной реакцией, а также сохранение непрерывности отвода тепла от активной зоны. Надежность управления и контроля за цепной реакцией деления обеспечивается конструктивными и физическими характеристиками активных зон, применяемых в транспортной энергетике и системами автоматики, обслуживающими реакторную установку. Надежность обеспечения теплоотвода от активной зоны определяется развитой системой энергоснабжения энергетической установки и элементами активной и пассивной систем аварийного расхолаживания. Так, на ледоколах проекта 10580 («Вайгач» и «Таймыр») в состав энергетической установки входят три вспомогательных дизель-генератора мощностью 2360 кВт каждый и два аварийных дизель-генератора мощностью 200 кВт каждый. Любой из указанных дизель-генераторов может полноценно обеспечить безопасность реакторной установки.

Основным источником охлаждения работающих главных и вспомогательных механизмов служит забортная вода, которая поступает в систему энергетической установки из ледовых ящиков. Ледовые ящики необходимы в арктических условиях, когда температура морской воды опускается до -2о С, и для доведения забортной воды до необходимой рабочей температуры (10о С) необходим ее подогрев. Ледовые ящики имеют 100 % резервирование: для нормальной работы энергетической установки необходимы три ледовых ящика из шести.

Ситуации, связанные с нарушениями поступления забортной воды в систему, крайне редки. Однако иногда в условиях ледового плавания случается, что ледовый ящик забивается ледяной крошкой (шугой). В таких случаях во избежание срыва поступления воды осуществляется переход на резервный ледовый ящик, выполняемый с помощью системы автоматики. При отказе автоматики переход на резервный ледовый ящик может быть выполнен оператором энергетической установки вручную.

Стоит отметить, что системы, обеспечивающие охлаждение, могут длительное время обходиться и без поступления забортной воды. В этом случае их охлаждение проводится из креново-балластного танка большой емкости. Таким образом, надежность работы реакторной установки обеспечена различными способами, с высокой степенью резервирования.