Национальная инфраструктура

Национальная инфраструктура

Национальная инфраструктура обеспечивает организацию и управление в области радиационной защиты и безопасности, позволяя правительству выполнять свои обязательства по защите профессионально облучаемого персонала и лиц из состава населения. Одной из основных функций инфраструктуры является оказание поддержки и руководство действиями зарегистрированных лиц и лицензиатов, владеющих радиоактивными материалами, с целью обеспечения необходимого уровня радиационной безопасности. Кроме того, национальная инфраструктура должна обеспечить проведение экспертизы радиационной защиты, а также создавать такую защиту в случаях, когда никакая организация за это не отвечает, например, когда опасность обусловлена природными источниками или ведением практической деятельности в прошлом.

В виду того, что национальная инфраструктура призвана выполнять разные и многочисленные задачи, она состоит из  нескольких основных компонентов, каждая из которых играет определенную роль и имеет свои отдельные функции. Компоненты национальной инфраструктуры подробно обсуждаются в нижеследующих разделах.

1.1  Задачи национальной инфраструктуры

Каждый компонент национальной инфраструктуры играет важную роль в обеспечении общей системы радиационной защиты в стране.

  • Законодательная система является основой для регулирования практической деятельности и должна определять ответственность за радиационную защиту и безопасность.
  • Регулирующий орган страны должен осуществлять правоприменение требований законодательства и регулирующих положений.
  • Наличие ресурсов для вмешательства необходимо для того, чтобы своевременным образом отреагировать на ситуацию, когда сами лицензиаты или зарегистрированные лица не способны с ней справиться.
  • Создание системы образования, обучения и информации необходимо для поддержания национальных знаний и информирования организаций и населения о состоянии дел по радиационной защите и безопасности.
  • Установкии службы, функционирующие независимо от лицензиатов и зарегистрированных лиц, являются гарантией того, что все работы с источниками проводятся в соответствии с требованиями соответствующих норм и стандартов безопасности.

Законодательство и регулирующие положения

Ответственность за создание соответствующего законодательства несет правительство страны. Законодательство устанавливает регулирующие положения, которые определяют  требования безопасности и радиационной защиты, как персонала, так и населения. Следует подчеркнуть, что регулирующие положения устанавливают требования радиационной безопасности, выполнение которых является одним из основных условий выдачи разрешения лицам и организациям на право ведения работ с источниками ионизирующего излучения. Он также определяют критерии безопасности, которые следует соблюдать при выполнении работ с источниками, и ответственность за выполнение установленных требований.

Несмотря на различия в национальных регулирующих положениях,   все они обычно основываются на рекомендациях МКРЗ и BSS. Как уже упоминалось в модуле 2.1, «Принципы радиационной защиты», эти рекомендации не имеют законодательного международного статуса, однако они могут стать основой для формирования законодательства по радиационной защите при создании системы регулирования в каждой стране. Это особенно относится к BSS, поскольку они носят более практический характер и, следовательно, более пригодны для введения в качестве регулирующих положений. В следующем разделе приведены общие требования безопасности, приведенные  в BSS.

1.1                   Разрешение

Регулирующие положения предусматривают получение разрешений для лиц, выполняющих практическую деятельность с источниками излучения. Разрешение требуется для следующих видов деятельности:

  • Владение и целевое применение любых источников ионизирующего излучения, включая обработку, изготовление хранение, ремонт, обслуживание и транспортировку  радиоактивных материалов.
  • Использование любых источников излучения, включая их ввод в эксплуатацию, испытания, показ и использование по прямому назначению.
  • Передача источников, включая их продажу, заимствование, выдачу на прокат, дарение, размещение на хранение или захоронение и их обезвреживание.
  • Любая другая деятельность, определенная регулирующим органом.

1.1.1             Уведомление

Любое лицо, группа или организация, желающие заниматься деятельностью, на которую требуется разрешение, должны  обратиться в регулирующий орган с заявлением о своих намерениях. При необходимости в регулирующий орган должна быть подана заявка на получение соответствующего разрешения. Если заявитель уже имеет разрешение на деятельность, может потребоваться заявка на изменение действующего разрешения. Однажды выданное разрешение имеет силу в течение установленного периода времени, по истечении которого держатель разрешения должен обратиться с заявлением о возобновлении разрешения. Регулирующий орган может сопроводить разрешительный документ условиями, которые необходимо соблюдать, чтобы требования регулирующих положений выполнялись в полной мере.

1.1.2             Подача заявки, изменение и возобновление разрешительного документа

Процедуры подачи  заявки на получение разрешительного документа (в форме регистрации или лицензии), а также на его изменение или возобновление устанавливаются в регулирующих положениях. Одновременно с подачей заявки на получение разрешительного документа заявитель должен выполнить следующее:

  • Представить регулирующему органу всю информацию, необходимую для рассмотрения и оценки заявки на получение разрешения. Регулирующий орган должен официально издать руководство (требования) по процедурам подачи и рассмотрения заявок на получение разрешения.
  • Воздержаться от ведения новой или измененной практической деятельности, являющейся предметом заявки.
  • Оценить степень опасности, связанной с ведением новой или видоизмененной деятельности, включая потенциальную опасность, и принять меры для обеспечения соответствующей защиты персонала и населения.
  • В том случае, если это является требованием регулирующего органа,  провести оценку безопасности практической деятельности и представить результаты оценки вместе с заявкой (см. раздел 3.1 данного модуля).

Заявка на получение разрешения в области применения источников в медицинской практике должна, кроме прочего, содержать следующую информацию:

  • Сведения о квалификации в области радиационной защиты медперсонала с указанием полного имени работников.
  • Подтверждение того, что назначение процедур, включающих облучение пациентов ионизирующим излучением, может проводиться только теми медицинскими работниками, которые поименно указаны в разрешительном документе, или которые определены в регулирующих положениях.

1.1.3             Лицензирование и регистрация

Разрешение может быть выдано в виде лицензии или регистрации. В общем случае лицензия требуется там, где  безопасность в большой степени зависит от человеческого фактора. В случаях, когда безопасность обеспечивается самим проектом или оборудованием, а рабочие процедуры настолько просты, что требуются минимальные навыки работы и известно, что проблем, связанных с практической деятельностью практически не возникало, достаточно произвести регистрацию.

 

Разрешения выдаются  лицензиату или зарегистрированному лицу, под которыми могут пониматься одно лицо, группа лиц, или организация. Если отдельное лицо не заявлено как уполномоченное лицо, лицензия или регистрационное свидетельство должны указывать наименование группы или организации, несущей ответственность за соблюдение требований регулирующих положений.  Лицензиаты и зарегистрированные лица несут полную ответственность за обеспечение защиты персонала и сохранность источников, на право работы с которыми получено разрешение. Для решения задач, связанных с безопасностью и защитой, могут быть назначены и другие лица, например, ответственные за радиационную безопасность, но ответственным лицом все равно остается лицензиат или зарегистрированное лицо.

1.1.4             Изъятие (вывод) источников и практической деятельности из сферы действия  регулирующего контроля

Не все виды деятельности и источников могут представлять такой уровень опасности, чтобы требовался постоянный регулирующий контроль. Изъятие из сферы действия регулирующего контроля определенных видов практической деятельности и источников в рамках этой деятельности  необходимый механизм, позволяющий не тратить ресурсы регулирующего органа на контроль пренебрежимо малых опасностей. Не нуждающиеся в контроле виды практической деятельности и источники обычно определяются в регулирующих положениях. В BSS приведены общие принципы изъятия, которые состоят в следующем:

  • Радиационные риски, которым подвергаются лица в результате  осуществления изымаемой практической деятельности или изымаемого источника должны быть достаточно низкими, чтобы не вызывать необходимости в их регулировании;
  • Суммарное радиационное воздействие изымаемой практической деятельности или изымаемого источника должно быть достаточно низким, чтобы не вызывать потребность в регулирующем контроле; и
  • Изымаемая практическая деятельность или изымаемый источник должны быть заведомо безопасными, таким образом, что вероятность аварийной ситуации, при которой потребовалось бы вмешательство регулирующего органа, является пренебрежительно малой.
  • Для упрощения применения изложенных принципов в BSS предложены следующие критерии изъятия практической деятельности или источников из регулирующего контроля:
  • эффективная доза, которая, как ожидается, будет получена любым лицом из состава населения за счет изымаемой практической деятельности или изымаемого источника не должна превышать 0.01 mSv  в год;
  • либо ожидаемая коллективная эффективная доза в течение года не превысит  1 чел/Зв, либо оценка оптимизации защиты показывает оптимальность варианта изъятия.

В BSS приведены активности радиоактивных веществ, а также мощности доз и энергии излучений, при не превышении которых источники ионизирующего излучения могут быть автоматически и без дальнейшего рассмотрения изъяты из сферы действия  регулирующего контроля