Координация и взаимодействие

Координация  и взаимодействие

Скоординированное реагирование на аварию будет лучше всего использовать ресурсы и обеспечит высокую эффективность реагирования. Скоординированное реагирование требует скоординированного планирования и достигается только через эффективное взаимодействие между группами вовлеченных специалистов. В этом разделе Вы будете учиться, как координирование  и взаимодействие могут быть достигнуты

1.1     В ходе процесса планирования

Планирование не должно проводиться изолированно. Это должен быть комплексный процесс между организацией и агентствами, обращенный к обоим элементам инфраструктуры (например, организационные обязанности, координация реагирования) и функциональным элементам (например, защитные действия, медицинская помощь, борьба с пожаром и действия полиции).

Может быть создан Комитет по аварийной готовности, состоящий из представителей эксплуатирующей организации, организаций, ответственных за реагирование в чрезвычайных ситуациях, местных властей и правительственных учреждений. Основной функцией комитета является координация процесса планирования и обеспечение того, чтобы были четко установлены и приняты обязанности всех участвующих организаций. Члены комитета должны быть достаточно компетентными и обладать достаточными полномочиями, чтобы брать на себя принятие решений.

Правительство страны обычно назначает организацию, которая должна повсеместно осуществить контроль за аварийными ситуациями и обеспечивать соответствующее реагирование. В некоторых странах полиция автоматически принимает на себя такой контроль, в других это может быть специальная служба аварийного реагирования или Отдел здравоохранения. Какая бы организация ни проводила контроль в чрезвычайной ситуации, важную роль играет  Комитет по аварийной готовности.

На уровне установки эксплуатирующая организация должна назначить специалистов на следующие должности для обеспечения реагирования в чрезвычайной ситуации:

  • Координатор по управлению в чрезвычайных ситуациях, старший служащий, который  руководит персоналом в ходе работ по реагированию в чрезвычайной ситуации,
  • Координатор по радиационной безопасности, специалист в области защиты от ионизирующего излучения, который координирует действия местных служб радиологического реагирования в ходе чрезвычайной ситуации.

Эти люди также должны войти в Комитет аварийного реагирования ситуациях.

1.2     Во время аварийной ситуации

Когда объявлена аварийная ситуация  на площадке или общая чрезвычайная ситуация, в соответствии с планом аварийного реагирования должны быть начаты конкретные запланированные действия и обеспечено эффективное координирование и взаимодействие. В рамках этих действий обычно предусматривается формирование Ведущего Технического Агентства (ВТА), Центра Чрезвычайного управления (ЦЧУ) и Единого Информационного Центра (ЕИЦ).

1.2.1     Ведущее техническое агентство (ВТА)

Ведущее техническое агентство представляет собой правительственной орган, который берет на себя ответственность за обеспечение технической экспертизы. Тип чрезвычайной ситуации будет определяться такой правительственной организацией. В некоторых случаях это будет регулятор установки. Ведущее техническое агентство должно иметь необходимые навыки и техническую компетентность (знания). Ролью Ведущего технического агентства является обеспечение следующих функций:

  • Оценка чрезвычайной ситуации, чтобы определить соответствующее реагирование и сообщение о нем необходимым агентствам.
  • Надзор за техническими аспектами реагирования и обеспечение информацией других агентств.
  • Разработка рекомендаций по защитным действиям.
  • Контроль и координирование информации относительно радиологических условий.

Ведущее техническое агентство будет координировать радиологические аспекты действий по реагированию и должно функционировать в пределах площадки чрезвычайной ситуации, возможно, из Центра Чрезвычайного управления.

1.2.2     Центр чрезвычайного управления  (ЦЧУ)

Организация, в которой может произойти выброс радиоактивных веществ в ходе радиологического аварии, должна иметь Центр чрезвычайного управления. Возможно, рационально использовать Центр чрезвычайного управления, рассчитанный на реагирование на все типы возможных аварий. Центр чрезвычайного управления становится фокусной точкой для управления реагированием и контроля за развитием ситуации.

Центр чрезвычайного управления должен быть обеспечен следующим оборудованием:

  • Аппаратура связи (телефоны, факсимильные аппараты, радиопередатчик и радиоприемник в общем корпусе).
  • Доступ к текущим метеорологическим данным и прогнозам.
  • Вычислительные средства с необходимым программным обеспечением, чтобы обеспечить прогнозирование и моделирование формирования радионуклидного загрязнения.
  • Вспомогательные информационные материалы, включая такие данные, как:

v            данные о радиологических и других  опасностях

v            планы аварийного реагирования

v            карты территории предприятия и прилегающих территории и планы построек на территории предприятия

v            контактные данные для внутреннего персонала реагирования на чрезвычайные ситуации и внешних агентств реагирования на чрезвычайные ситуации

v            сведения о запасах и местах хранения потенциально опасных веществ и материалов

v            подробности о доступных средствах пожаротушения, водоснабжении, гидрантах и огнетушителях

v            подробности о безопасном/аварийном оборудовании и доступной защитной одежде, возможностях местных медицинских учреждений/скорой помощи

В ходе радиологической аварии с последствиями вне площадки, Центр чрезвычайного управления становится очень оживленным местом. Некоторые организации делят Центр чрезвычайного управления на две или три подразделения:

  • Одно для сопоставления и анализа данных, укомплектованная специалистами по защите от ионизирующего излучения, картографами, специалистами по связи и представителями Ведущего Технического Агентства (ВТА).
  • Второе подразделение обеспечивает координацию повсеместного реагирования, укомплектовано ведущими специалистами агентств по реагированию в чрезвычайных ситуациях, старшим представителем Ведущего Технического Агентства  и старшим офицером по управлению чрезвычайными ситуациями.
  • Может быть организовано третье подразделение, где эксперты (например, старшие инженеры ядерного реактора) планируют действия по восстановлению.

Между всеми подразделениями должна быть налажена простая связь, чтобы можно быть получить доступ к обновленной информации относительно статуса реагирования и сложившихся радиологических условий.

1.2.3     Информирование населения

Должен быть четко установлена процедура действий по связи с общественностью, которая должна быть активизирована в случае чрезвычайной ситуации. Важно, чтобы точная и правдивая информация была быстро доступна населению. Информация может быть просто о развитии ситуации или может быть связана с выполнением защитных действий. Очень важно обеспечить, чтобы информация, публикуемая в средствах массовой информации для населения, была последовательной и не противоречивой.

Процесс сбора, координирования и распространения среди населения информации в ходе чрезвычайной ситуации называют Объединенной Системой Координации Информации. Этот термин относится к персоналу, средствам обслуживания, оборудованию и процедурам, связывающим ответственных  за информирование населения  и другие информационные источники. Функции Объединенной Системой Координации Информации приведены в следующем перечне:

  • Обобщение и анализ информации (статус, ответные действия, инструкции для пострадавшего населения).
  • Координирование информации от всех источников.
  • Обеспечение системы оперативного информирования и сотрудничества для специалистов СМИ, как основных поставщиков информации для населения.
  • Обеспечение точной, последовательной и своевременной информацией.
  • Создание системы скоординированных мер для работы со слухами и общественными запросами.

Чтобы добиться эффективного выполнения этих функций организации, ответственные за реагирование в чрезвычайных ситуациях, должны  назначить своего представителя в Единый Информационный Центр. Местоположение Единого Информационного Центра решается Ведущим Техническим Агентством в консультации с организацией, ответственной за контроль реагирования в чрезвычайные ситуации, обычно это полиция. Единый Информационный Центр должен быть оборудован телефоном и факсом и быть достаточно большим, чтобы проводить пресс-конференции. СМИ должны знать, что Единый Информационный Центр является первичным источником информации, касающейся данной чрезвычайной ситуации.