Идентификация и оценка потенциальных аварий

Идентификация и оценка потенциальных аварий

Как только категория аварийного планирования для установки определена, необходимо идентифицировать и оценить последствия потенциальных аварий. Все проекты, в которых используются ионизирующее излучение и/или радиоактивные вещества, тщательно изучаются для того, чтобы определить потенциальные аварии. Местоположение (локализация) потенциальной аварии и её возможные причины должны быть идентифицированы в соответствии со схемой на Рисунке 1.

Каждая потенциальная аварийная ситуация, идентифицированная по методике приведенной на Рисунке 1, должна быть подвергнута анализу на вид опасности, масштаб последствий и оценку уровня риска в соответствии с процедурой, показанной на Рисунке 2.

Где это возможно, опасности должны быть исключены или, если это невозможно, они должны быть минимизированы, как часть общей процедуры защиты от излучения.

Чтобы оценить масштаб последствий и уровень реагирования на аварийную ситуацию полезно сгруппировать возможные радиологические аварии следующим образом:

Группа A — В пределах ограниченной территории организации и не требует помощи извне.

Группа B — Исключительно в пределах промплощадки организации и может потребоваться или не потребоваться  помощь извне.

Группа C — В пределах и за пределами промплощадки организации и требует поддержки от внешних организаций.

Группа С всегда будет описываться как радиологическая авария. Группы А или В могут описываться как радиологическая авария, если более, чем один человек подвергся неблагоприятному воздействию, последствия распространяются за пределы контролируемой зоны или если они не могут контролироваться в течении нескольких часов. Последствия радиологическая авария могут различаться от незначительных до катастрофических. Примером катастрофы является авария ядерного реактора в Чернобыле в СССР в 1986 году (Группа С).

Примером радиологической аварии с незначительными последствиями может служить утечка радиоактивных  веществ в лаборатории, что возможно приведет к радиоактивному загрязнению части лаборатории, радиоактивному загрязнению персонала и возможно к его внешнему облучению. (Группа А).

Аварийная ситуация (emergency). Внештатная ситуация или внештатное событие, которые требуют принятия оперативных мер для смягчения опасности или неблагоприятных последствий для здоровья человека и безопасности или качества жизни, собственности или окружающей среды. Сюда входят ядерные или радиационные аварийные ситуации и обычные аварийные ситуации, такие, как пожары, выход опасных химических веществ, бури, ураганы или землетрясения. Это включает ситуации, в которых оперативные меры необходимы для смягчения эффектов воспринимаемой опасности.

 

Ниже приведены некоторые из аварийных ситуаций с соответствующим отнесением к определенной группе:

  • Случайное поступление в организм человека открытого радиоактивного вещества. (Группа А)
  • Радиоактивное загрязнение человека, одежды или рабочего места. (Группа А)
  • Отпуск неверного количества радиации пациенту при медицинской диагностике или лечении. (Группа А)
  • Потеря защиты закрытого радиоактивного источника. (Группа А или В, в зависимости от источника и его расположения)
  • Диспергирование радиоактивных веществ в окружающей среде, например в результате пожара в организации, в которой хранятся или используются радиоактивные вещества. (Группа С)
  • Отказ инженерных систем безопасности, спроектированных, для обеспечения радиационной безопасности. (Могут иметь место аварии Групп А, В или С)
  • Потеря или кража открытого радиоактивного источника, закрытого радиоактивного вещества или облучающих установок. (Группа С)

1.1     Уровни планирования реагирования

Планы аварийного реагирования разрабатываются, следуя формальной оценке всех возможных опасностей, связанных с  деятельностью организации.  Подготовка планов обычно является  ответственностью эксплуатирующей организации, но подготовка плана должна проводиться в координации с организациями, ответственными за реагирование в случае аварии. Чтобы этому способствовать может быть создана Комиссия по ЧС, целью которой будет убедиться в том, что все организации, участвующие в реагировании, осознают уровень опасности, знают требования плана аварийного реагирования и согласны принять ответственность за требования, записанные за ними.

Планы аварийного реагирования могут разрабатываться на следующих уровнях:

  • Производственные планы для аварий, которые ограниченны площадью установки (производства) и не имеют последствий за ее пределами. Эксплуатирующая организация ответственна за реагирование и контроль на всех стадиях аварии.
  • Местные планы для аварий, при которых эксплуатирующей организации требуются помощь от внешних организаций, ответственных за реагирование в случае аварии. В этом случае эксплуатирующая организация ответственна за введение аварийных процедур и контроль первичных действий, но на некоторой стадии аварии контроль будет передан соответствующей  сторонней организации, ответственной за реагирование в случае аварии.
  • Национальные планы для аварий, которые могут потребовать реагирования и контрмер от нескольких правительственных организаций. Национальные планы требуются для следующих типов аварий:

-               Аварии с последствиями вне организаций, использующих радиоактивные вещества.

-               Аварии, включающие транспортировку радиоактивных материалов.

-               Аварии, имеющие воздействие на окружающую среду от источника вне национальных границ.

Производственные и местные планы аварийного реагирования будут предписывать методы восстановления контроля над аварийным источником облучения достаточно быстро. Однако, если какой-либо радиоактивный материал был диспергирован (распылен) в окружающей среде во время аварии, это становится неконтролируемым вторичным источником облучения. В национальных планах необходимо четкое распределение ответственности. Важно, чтобы эти планы были разработаны таким образом, что бы в случае аварии, первоначально считающейся не имеющей последствий вне объекта, они могли расширятся, тогда будет обеспечен переход между производственным планом аварийного реагирования к плану более высокого уровня. Местные планы должны быть разрабатываться организацией для всех потенциальных аварий. Национальные планы разрабатываются для крупных объектов, промышленных центров и регионов.

1.2     Поддержание и обновление планов аварийного реагирования

Существенной частью аварийной готовности является поддержание и обновление планов аварийных мероприятий и связанных с ними документов. Должна существовать программа для поддержания и обновления планов  аварийных мероприятий ответственным лицом внутри организации.  Планы следует пересматривать  через определенные интервалы времени (предлагается ежегодный пересмотр). Планы и другие документы, такие как инструкции или стандартизированные процедуры действий в ЧС, обновляются в соответствии  с получением новых сведений. Список лиц и организаций, вовлеченных в осуществление плана аварийных мероприятий, номера их телефонов,  номера факсов и т.д. должны проверяться и актуализироваться более часто (например, в четырех месячный интервал или тогда, когда человек или организация меняется).  Желательно, чтобы этот список хранился отдельно от самого плана.

Полный пересмотр и обновление плана аварийных мероприятий должно проводиться ежегодно, принимая во внимание уроки, вынесенные из постоянных аварийных тренировок и из международного опыта аварий. Изучение реальных аварий может обрисовать области, где необходимы улучшения в плане аварийных мероприятий и даст возможность оценки эффективности защитных действий.

Обновленный план аварийных мероприятий и все сделанные в нем изменения должны быть направлены во все заинтересованные организации, согласно специальному протоколу, чтобы гарантировать, что извещения изменений к плану были доведены до сведения получателей.