Дополнительные требования при перевозке радиационных упаковок на самолетах гражданской авиации

Дополнительные требования при перевозке радиационных упаковок на самолетах гражданской авиации

3.5.1. Радиационные упаковки I, II и III транспортных категорий (кроме радиационных упаковок, указанных в п. 2.1.17), а также упаковки различных транспортных категорий в любом сочетании могут перевозиться на пассажирских и грузовых самолетах.

Упаковки IV транспортной категории перевозятся только на грузовых специально выделенных самолетах. Радиационные упаковки, указанные в пункте 2.1.17, самолетами не перевозятся.

3.5.2. При перевозке радиационных упаковок пассажирскими и грузовыми самолетами мощность дозы излучения от радиационных упаковок в местах расположения экипажа самолета и пассажиров (на уровне пола) не должна превышать 2 мбэр/ч. Суммарное время пребывания экипажа в кабине самолета в течение года не должно превышать 0,5 бэр/P, где P — мощность эквивалентной дозы облучения в кабине (например, при мощности дозы облучения 2 мбэр/ч время пребывания составит 250 ч в год).

3.5.3. Перевозка радиационных упаковок на самолетах должна по возможности производиться прямыми рейсами или с минимальным количеством перегрузок (перевалок).

3.5.4. Перевозка упаковок с короткоживущими радиоактивными веществами осуществляется, как правило, прямым рейсом до пункта назначения.

В тех случаях, когда до пункта назначения груза радиоактивных веществ прямого рейса по расписанию нет, радиационные упаковки I, II и III транспортных категорий разрешается перевозить с перегрузкой в стыковых (транзитных) аэропортах, однако при условии, что из этих аэропортов предусмотрен расписанием вылет самолетов, на которых может быть осуществлена дальнейшая перевозка упаковок с соблюдением требований настоящих Правил.

Стыковой аэропорт обязан отправить прибывающие транзитом радиационные упаковки к месту назначения вне очереди первым ближайшим рейсом.

3.5.5. При перевозке на самолете радиационных упаковок, имеющих большую массу брутто и незначительные габариты, удельные нагрузки от каждой упаковки на площадь пола багажных (грузовых) помещений самолетов не должны превышать допустимых для каждого типа самолета.

Если удельная нагрузка превышает допустимые значения, то радиационные упаковки должны размещаться на специально изготовленных грузоотправителем поддонах толщиной не меньше 3 см, обеспечивающих равномерное распределение нагрузки.

3.5.6. Перевозка на самолетах радиационных упаковок осуществляется на основании плановых заявок грузоотправителя на определенный период времени (месяц, квартал, год) и уточнения разовых заявок на перевозку отдельных упаковок или партий груза радиоактивных веществ.

В плановых заявках отправителя, которые должны быть представлены начальнику аэропорта отправления не позднее чем за пять дней до начала месяца или квартала, приводятся данные о предполагаемых перевозках радиационных упаковок в тот или иной период с указанием числа упаковок, транспортных категорий, массы и места следования.

В уточненных разовых заявках, которые предъявляются грузоотправителем начальнику аэропорта при сдаче радиационных упаковок для перевозки, указываются все данные, предусмотренные в форме заявления (Приложение 5).

3.5.7. Завоз в аэропорт радиационных упаковок, предназначенных к перевозке на рейсовых самолетах, осуществляется в соответствии с п. 3.1.13. Если в аэропорту нет складского помещения, отправитель завозит груз непосредственно к моменту загрузки самолета в срок, устанавливаемый начальником аэропорта.

Время доставки радиационных упаковок в аэропорт для их погрузки на самолеты, загружаемые только этими упаковками, согласовывается грузоотправителем с начальником аэропорта.

3.5.8. На перевозку радиационных упаковок грузоотправитель должен заполнять грузовую накладную, применяемую для перевозки опасных грузов (с красной полосой по вертикали).

В графе «Дополнительные отметки» необходимо указывать максимально допустимый срок, в течение которого груз радиоактивных веществ должен быть доставлен к месту назначения, исчисляя этот срок от момента завоза груза в аэропорт до момента выдачи грузополучателю.

Грузовые накладные оформляются грузоотправителем в соответствии с требованиями п. 3.1.7.

При перевозке короткоживущих радиоактивных веществ в верхней части грузовой накладной отправитель проставляет штамп красной мастикой со словами: «Короткоживущие изотопы. Срок доставки ___ час.».

3.5.9. При предъявлении к перевозке одной или нескольких упаковок массой более 80 кг каждая отправитель должен согласовать порядок их погрузки и выгрузки с начальником аэропорта.

При необходимости перевозки негабаритных и тяжелых грузов радиоактивных веществ отправитель должен предварительно согласовать с начальником аэропорта отправления возможность перевозки указанных грузов.

3.5.10. Отправитель по указанию аэропорта отправления обязан снабжать каждую упаковку массой более 80 кг необходимыми средствами для крепления ее в самолете (ремнями, тросами, веревками, мягкими подстилочными материалами и т.п.), чтобы не происходило смещения и ударов упаковок при взлете, посадке и возможной болтанке самолетов во время полета. Прочность швартовочных средств должна исключать возможность срыва упаковки с установленного места при посадке самолета с убранными шасси.

3.5.11. Если радиоактивные вещества нельзя перевозить при пониженных (до -70 град. C) и повышенных (до +50 град. C) температурах, а также при пониженном (до 0,2 атм.) давлении, отправитель должен отметить это в грузовой накладной в графе «Особые отметки» и на этикетке упаковки. При приемке к перевозке и при хранении таких радиоактивных веществ должны соблюдаться особые условия, указанные в графе «Особые отметки» грузовой накладной. При отсутствии таких отметок упаковки перевозят на любых самолетах.

Если указанные выше условия не могут быть обеспечены, упаковки к перевозке не принимаются.

3.5.12. В аэропортах с массовым отправлением и прибытием радиоактивных веществ органы санитарной службы аэропорта должны обеспечить систематический дозиметрический контроль упаковок и самолетов по заявке начальника службы перевозок и авиатехнических баз аэропортов.

Обязанности по приобретению дозиметрических приборов и контролю за исправным их состоянием возлагаются на начальника аэропорта, а контроль за правильностью и систематическим проведением дозиметрической и радиометрической проверки радиационных упаковок, загрязненности помещений складов, в которых хранятся указанные грузы, и самолетов, в которых они перевозятся, — на санитарно-эпидемиологические станции и отделения медсанчастей управления гражданской авиации.

3.5.13. Принятые к перевозке радиационные упаковки с отметкой «Короткоживущие изотопы» должны быть отправлены ближайшим рейсом и доставлены в аэропорт назначения не позднее срока, указанного на этикетке и в грузовой накладной в графе «Особые отметки отправителя».

Радиационные упаковки без таких отметок отправляются в сроки, согласованные с отправителем, но не позже срока доставки грузов, установленного Правилами перевозки пассажиров, багажа и грузов по воздушным линиям Союза ССР.

3.5.14. В случае отмены рейсов из-за плохих метеорологических условий или по другим причинам, когда невозможна доставка груза в пункт назначения в срок, указанный отправителем в заявлении и в грузовой накладной, начальник аэропорта обязан своевременно известить грузоотправителя о необходимости вывоза груза радиоактивных веществ из аэропорта на свой склад и сообщить ему ближайшую дату возобновления перевозок.

3.5.15. На пассажирских (поршневых, турбовинтовых, турбореактивных и др.) самолетах, загруженных по одному из указанных вариантов, разрешается перевозка радиационных упаковок в следующем количестве:

вариант I — упаковки I транспортной категории в неограниченном количестве;

вариант II — упаковки II транспортной категории, суммарный транспортный индекс которых не должен превышать 10;

вариант III — упаковки III транспортной категории, суммарный транспортный индекс которых не должен превышать 10;

вариант IV — упаковки II и III транспортных категорий, суммарный транспортный индекс которых не должен превышать 10.

Радиационные упаковки размещаются в багажных отсеках самолетов без отделения от других грузов, кроме грузов с непроявленными кино-, фото- и рентгеновскими пленками и пластинками и ручной клади, которые должны быть удалены от радиационных упаковок на расстояния, указанные в Приложении 3.

3.5.16. Общая масса всех упаковок I, II и III транспортных категорий, допускаемых к перевозке на одном пассажирском поршневом или газотурбинном самолете, не должна превышать 500 кг брутто, а на грузовом самолете — его грузоподъемности.

3.5.17. На рейсовых грузовых самолетах радиационные упаковки допускаются к перевозке в каждом отсеке без отделения от других грузов, кроме грузов с непроявленными кино-, фото- и рентгеновскими пленками и пластинками.

Всего на одном грузовом самолете можно перевозить упаковки II и III транспортной категории в таком количестве, чтобы суммарный транспортный индекс не превышал 40.

Указанные упаковки должны размещаться на безопасном расстоянии от экипажа самолета в соответствии с п. 3.5.2 при условии соблюдения центровки самолета и допустимых удельных нагрузок на площадь пола багажных помещений.

3.5.18. При необходимости выделить самолет только для перевозки радиационных упаковок отправитель обязан подать на имя начальника аэропорта заявление с указанием в нем количества и общей массы брутто упаковок тех или иных транспортных категорий, пункта их назначения и адреса грузополучателя, даты и времени предполагаемой отправки груза, а также, если требуется, особых условий перевозки (минимально допустимое расстояние до кабины пилота, оптимальная температура и барометрическое давление).

На основании этого заявления начальник аэропорта обязан запросить начальника Управления гражданской авиации о выделении для указанных целей грузового самолета, о дате и времени подачи его под погрузку радиоактивных веществ. При получении согласия и необходимых указаний начальник аэропорта обязан сообщить об этом отправителю не позже чем за 12 ч и согласовать с ним порядок подвоза груза и загрузки самолета.

3.5.19. При перевозках на грузовых самолетах только груза радиоактивных веществ количество радиационных упаковок любых транспортных категорий не ограничивается, а масса брутто может быть равна полной грузоподъемности самолета при условии:

правильного размещения упаковок в помещениях самолета с соблюдением его центровки;

непревышения удельных нагрузок на площадь пола багажных (грузовых) помещений самолетов выше максимально допустимых;

размещения упаковок в самолете в соответствии с п. 3.3.2.

3.5.20. На внешней поверхности фюзеляжа самолета, загружаемого только грузом радиоактивных веществ, грузоотправитель должен на время погрузки (а грузополучатель на время разгрузки) прикрепить знак радиационной опасности (см. рис. 1).

3.5.21. Погрузка радиационных упаковок на самолет, загружаемый только грузом радиоактивных веществ, и разгрузка производятся в соответствии с требованиями п. 3.4.5.

3.5.22. После погрузки упаковок на самолет отправитель обязан измерить мощность эквивалентной дозы излучения в соответствии с п. 3.3.2 в присутствии работника медсанслужбы аэропорта, который вместе с грузоотправителем и представителем транспортной организации подписывает акт проверки. Если при измерениях будет обнаружено превышение мощности дозы, то отправка самолета не разрешается и часть упаковок из него должна быть выгружена.

3.5.23. Радиационные упаковки, находящиеся в аэропортах, а также самолеты, загруженные упаковками, должны охраняться силами аэропорта.

Лиц, назначенных для охраны, необходимо проинструктировать о порядке охраны и о мерах, которые должны быть ими приняты в случае пожара или других происшествий.

3.5.24. Погрузка радиационных упаковок I, II и III транспортных категорий на самолет производится в соответствии с требованиями, указанными в п. 3.1.23, в присутствии кладовщика, диспетчера по загрузке и члена экипажа самолета, ответственного за погрузку.

Все работы по погрузке (выгрузке) упаковок IV транспортной категории производятся в присутствии и под руководством начальника отдела перевозок или уполномоченного им работника, диспетчера по загрузке, члена экипажа самолета, ответственного за погрузку, и работника медсанслужбы аэропорта. Указанные лица несут персональную ответственность за правильное размещение и крепление радиационных упаковок в самолете и за соблюдение всех требований настоящих Правил.

Упаковки устанавливаются в самолете вертикально. Укладка их на бок или вверх дном запрещается. Погрузочно-разгрузочные операции следует производить быстро и по возможности с применением механизмов.

3.5.25. Перед погрузкой радиационных упаковок в самолет начальник отдела перевозок аэропорта или заменяющее его лицо (начальник смены) обязан поставить в известность работников инженерно-авиационной службы, проинструктировать экипаж самолета и работников, производящих погрузку этих упаковок (грузчиков, кладовщиков), о порядке обращения с упаковками и конкретно указать им, в какое помещение самолета и на каком удалении от экипажа, пассажиров, их багажа и ручной клади, а также от грузов с непроявленными кино-, фото- и рентгеновскими пленками и пластинками должны быть расположены радиационные упаковки, как и чем они должны быть закреплены.

Самолет может загружаться радиационными упаковками только после приема машины экипажем от работников инженерно-авиационной службы.

3.5.26. В аэропорту погрузочно-разгрузочные механизмы должны вне очереди представляться грузоотправителю (грузополучателю) для погрузки (выгрузки) радиационных упаковок.