ЧАСТЬ VI. ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАВУЧИХ АЭС

ЧАСТЬ VI. ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАВУЧИХ АЭС

В этой части рассматриваются в обобщенном виде юридические проблемы, возникающие с возможным появлением в Мировом океане плавучих атомных станций.

Глава 12. Российское законодательство и ПАЭС

Уже на этапе проектирования и выбора площадки под ПАЭС в акватории Чаунской губы нарушен закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991 г). Согласно ст. 48, п. 3 этого закона «…запрещается размещать, проектировать и строить атомные станции вблизи крупных водоемов федерального значения… ». То, что прибрежные воды России являются водоемами федерального значения, вряд ли у кого-нибудь может вызвать сомнение.

Таким образом, ПАЭС по существующему Российскому законодательству вообще не могут быть размещены в морях, окружающих Российскую Федерацию.

При принятии решений о строительстве и размещении плавучих АЭС Минатомом грубо нарушен также и Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» (1995 г.), ст. 28 которого устанавливает:

«Решения о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения принимается на основе заключений государственной экологической экспертизы и с учетом вывода экспертиз, проводившихся общественными организациями».

«Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат:

…:6) проекты… федеральных инвестиционных программ…

…технико-экономические обоснования и проекты строительства…независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух или более субъектов Российской Федерации…

…иные виды документации, обосновывающие хозяйственную и иную деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации…».

Ст. 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» (1995 г.)

Таким образом, несомненно, что все технико-экономические обоснования и материалы проекта ПАЭС как новой техники, а также конкретных проектов ПАЭС, по строительству которых заключены соглашения между Минатомом России и соответствующими администрациями, должны были быть объектами нескольких государственных экологических экспертиз федерального уровня. Ни одна из таких экспертиз не была проведена.

Статья 30 Федерального закона «Об экологической экспертизе» (1995 г.) устанавливает, что «Нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами являются… б) реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы…»

…«Нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе банковскими организациями, их должностными лицами, иными юридическими лицами, а также гражданами являются финансирование и кредитование реализации объектов экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы».

Как известно, ни технико-экономическое обоснование ПАЭС, ни проект ПАЭС для гг. Певека, Дудинки и Северодвинска не представлялись Минатомом России для проведения государственной экологической экспертизы. Таким образом, финансирование работ над проектами концерном «Росэнергоатом» ведется незаконно.

Общественные организации, проводящие настоящую общественную экологическую экспертизу, обращались в «Росэнергоатом» с запросами о предоставлении проектной документации, необходимой для проведения экологической экспертизы. «Росэнергоатом» требуемую документацию не предоставил и даже не дал письменных ответов на запросы. Тем самым была нарушена статья 27 Федерального закона «Об экологической экспертизе», а также статья 30 Федерального закона «Об использовании атомной энергии», согласно которым заказчик проектной документации обязан предоставлять ее для проведения общественной экологической экспертизы.

В «Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду» (2000 г.) в п.2.9. говорится: «В том случае, если намечаемая хозяйственная или иная деятельность может иметь трансграничное воздействие, проведение исследований и подготовка материалов по оценке воздействия на окружающую среду осуществляется с учетом положений Конвенции ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте». Планируемое строительство, безусловно, может иметь трансграничное воздействие, особенно в случае аварии. Тем не менее, при подготовке материалов ОВОС положения Конвенции ЕЭК ООН не учитывались.

Еще одно положение закона «Об использовании атомной энергии» будет нарушено, если ПАЭС будет размещена в городах Певек, Дудинка и Северодвинск. Согласно закону «Об использовании атомной энергии», все население вблизи атомных объектов должно быть застраховано владельцем объекта. В представленных материалах проекта эта проблема концерном «Росэнергоатом» не рассматривалась.

Кроме этого, решение, принятое заинтересованными ведомствами, о сооружении и энергетических испытаниях ПАЭС на АО «Балтийский завод» в г. Санкт-Петербурге, находящемся на побережье Финского залива, вдоль реки Невы нарушает действующее законодательство, в частности Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Указанные водоемы имеют Федеральное значение, а ст. 48 п. 3 этого Закона запрещает проектирование, строительство, работу на мощности ядерных энергетических объектов вблизи таких водоемов.

В связи с этим необходимо отметить следующее:

Город Санкт-Петербург с многомиллионным населением и компактно сосредоточенные вокруг многочисленные населенные пункты находятся в зоне потенциальной опасности повторения судьбы г. Припять — города энергетиков Чернобыльской АЭС, в связи с планируемым проведением ядерно-опасных работ при завершении строительства ПАЭС и ее испытаниях (загрузка ядерного топлива и физический пуск реакторных установок КЛТ-40С и работа на энергетических уровнях мощности).

Вышеуказанные работы будут проводиться без какого-либо согласия на это жителей исторического, культурного и научного центра мирового значения. Это означает, что концерн «Росэнергоатом» нарушает Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Конституцию РФ по статьям 9 (п.1), 20 (п.1), 21 (п.п 1, 2), 41 (п. 3), 42, 58 главы 2 «Права и свободы человека и гражданина». Одновременно нарушается статья 15, п. 2 Конституции РФ, которая определяет, что «органы государственной власти … обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

Во многих случаях материалы проекта либо не полностью соответствуют, либо не соответствуют, либо даже противоречат требованиям целого ряда нормативных актов и документов, действующих в области атомной энергетики, охраны природы и др.