ЧАСТЬ III. НУЖНЫ ЛИ ГДЕ-НИБУДЬ ПАЭС?

ЧАСТЬ III. НУЖНЫ ЛИ ГДЕ-НИБУДЬ ПАЭС?

В этой части будут неизбежно кратко рассмотрен вопрос о необходимости ПАЭС в тех двух районах, о которых говорит Минатом, планируя использование этих атомных станций.

Глава 6. Нужны ли ПАЭС в Арктике?

Безотносительно к качеству проекта, перед тем как начать строительство плавучей АЭС, казалось бы, необходимо ответить на вопрос: нужны ли вообще плавучие АЭС в Арктике? Правильнее этот вопрос сформулировать так: есть ли другие, менее экологически опасные варианты энергоснабжения арктических регионов России за те же (или меньшие) деньги, которые предполагается затратить на сооружение, эксплуатацию и вывод из строя плавучей АЭС? Напомним, что в данном конкретном случае речь идет о сумме порядка 335 млн. долларов (по расчетам атомщиков) и, видимо, вдвое большей сумме в реальной жизни для одной плавучей АЭС в районе г. Певека.

Уже судя по тому, что в проектных материалах по ПАЭС для г. Певека не приведены сравнительные экономические расчеты для замещающих вариантов (например, проектов по сооружению в регионах ТЭЦ на газе, нефти или угле, а также по использованию ветровой энергии), можно уверенно утверждать, что стоимость любого из этих вариантов электрообеспечения будет значительно меньше, чем для «атомного электричества».

Электроснабжение г. Певека осуществляется от Чаунской ТЭЦ, электроснабжение промышленности Чаунского района — Чаунской ТЭЦ и, частично, от Билибинской АТЭЦ, работающих на общую сеть Чаун-Билибинского энергоузла. Электропотребление Чаун-Билибинского энергоузла достигло своего максимального значения — 520 млн. кВт.час в 1988 году, а с 1990 года устойчиво снижается (в 1995 году — 260 млн. кВт.час). Отсюда следует, что речь может идти о замещении выбывающих, вырабатывающих свой ресурс мощностей. Это означает также, что существующие там мощности загружены меньше чем наполовину, и на ближайшие годы вопрос о недостатке энергии, вроде бы, не должен возникать. Существуют и реализуются планы продления срока службы Чаунской ТЭЦ и Билибинской АТЭЦ за пределами 2010 года. Лишь после 2010 года может возникнуть необходимость в каких-то новых энергомощностях.

Однако такими новыми энергомощностями совсем необязательно должны быть атомные. Во-первых, на Чукотском полуострове огромны резервы ветроэнергетики. Общая потенциальная мощность ветроэнергетики здесь составляет не менее 20000-25000 МВт. Существенным преимуществом промышленной ветровой энергетики в этом районе является их автономность. Современные ветряные турбины могут надежно обеспечить энергией разбросанные на больших пространствах и изолированные от магистральных сетей поселки и предприятия. Для ветроэнергии, выработанной ветроэнерго-комплексами, не потребуется строительство дорогостоящих ЛЭП, в которых теряется заметная часть произведенного электричества. Кроме того, стоимость ветроэнергии, получаемой на современных установках, начиная с середины 90-х годов, стала ниже, чем на угольных станциях (меньше 5 центов за кВт.ч). Учтем и мировые тенденции в развитии ветроэнергетики: прирост этих мощностей в последнее десятилетие происходит лавинообразно, и она вытесняет традиционные способы производства электроэнергии в ряде районов и Северной Америки, и Западной Европы и в других регионах мира. Так например, в Калифорнии ветрокомплексы частично замещают выбывающие из эксплуатации АЭС.

Самый дорогой «ветряк» мощностью в 5 кВт в России сегодня стоит около 10 000 долларов. Для компенсации мощности ПАЭС необходимо 14 000 таких ветряков, на что потребуется всего 140 млн. долларов. Оставшихся 195 млн. долларов (от планируемых атомщиками для строительства Певекской АЭС 335 млн. долларов: 335 — 140 = 195) окажется достаточным для налаживания устойчивого энергоснабжения всего Чукотского национального округа, подъема его экономики и развития культуры. Развитие ветроэнергетики на Чукотке позволит на длительное время во всем регионе трудоустроить больше людей, чем позволит эксплуатация ПАЭС. В соответствии с Программой развития топливно-энергетического комплекса Дальнего Востока (1993) в настоящее время ведутся работы по внедрению ветроэнергетических установок (ВЭУ) в Магаданской области. Здесь строится станция мощностью 1 МВт, а также разрабатывается ТЭО ветроэнергетического комплекса мощностью 50 МВт. В Камчаткой области Сибирский энергетический институт планирует строительство ВЭУ мощностью 1 МВт для работы энергокомплекса ДЭС-ГЭС-ВЭУ на о. Беринга. Более сотни метеопоселков на Дальнем Востоке уже получают энергоснабжение от ветроэнергетических установок.

Значительные резервы имеет тепловая энергетика, которая в перспективе может работать не только на угле, но и на нефти, мазуте и газе. Чаунская ТЭЦ работает на своем угле, которого здесь достаточно. Огромные резервы нефти и газа существуют в этом арктическом регионе. Известно, что администрация Чукотского автономного округа разрабатывает план их освоения и, в перспективе, даже экспорта за пределы региона. Нам кажется нелепым и экономически неоправданным, имея такие резервы нефти и газа, вообще ставить вопрос о необходимости развития в регионе атомной энергетики. Несомненно, 300 млн. долларов хватит, чтобы найти, добыть и обустроить газовое хозяйство не только в г. Певеке, но и на большей части Чукотки. Кстати, и в «Программе стабилизации и развития энергетики в Чаун-Билибинском промышленно-экономическом районе на период до 2015 года», подготовленной по поручению администрации Чукотки, атомная энергетика не рассматривается как единственно возможное решение энергетического обеспечения Чукотки.

Необходимо также отметить, что, помимо административных центров население Крайнего Севера и Дальнего Востока России проживает в труднодоступных местах, очень небольшими группами и на значительных расстояниях, поэтому проведение централизованных теплоцентралей вряд ли будет экономически обоснованно.

По нашему мнению, в таких регионах более целесообразно использовать такие парогазовые установки как мобильные (изготовляются в г. Калуге), так и более мощные стационарные (изготовляются в г. Самаре), которые имеют суммарный К.П.Д (электроэнергия плюс тепло) более 80%, который тем выше, чем ниже температура окружающей среды. Эти установки к тому же имеют минимальные эксплуатационные расходы и могут работать практически на любом виде топлива.

Стоимость таких установок на порядок ниже предлагаемых в проекте реакторных установок КЛТ-40С, срок службы больше и, самое главное, по сравнению с атомными и даже другими, они практически экологически безопасны. Устанавливаться парогазовые установки могут на земле, под землей и на воде.

Для справки: газовые электрогенераторы используются в газовой отрасли для обеспечения работы перекачивающих газопроводных станций и работают в очень тяжелых климатических условиях, РАО «ЕЭС» строит несколько электростанций подобного типа на самарском заводе.

Аналогичные замечания касаются и экономической целесообразности сооружения ПАЭС для г. Дудинки (Норильский промышленный район). Все до сих пор обнародованные Минатомом данные по экономическому обоснованию размещения плавучих АЭС в районе г. Дудинки носят чисто декларативный характер. В этих материалах отсутствуют данные об экономической целесообразности сооружения АЭС в этом регионе и не приводятся расчеты по сооружению в г. Дудинке ТЭЦ на газе или ветроэнергоустановок аналогичной мощности.

Как и в районе Чукотки, на п-ове Таймыр есть немалые резервы газа и газоконденсата. При этом, если три из них (Северо-Соленинское, Мессояхское и Южно-Соленинское) выработаны или находятся в стадии падающей добычи, то крупное Пеляткинское месторождение может дать необходимые для развития региона энергоресурсы на обозримое будущее.

Также расчеты показывают экономическую нецелесообразность сооружения ПАЭС в Двинском заливе у г. Северодвинска, в связи с тем, что высокие тарифы за электроэнергию и тепло, будут абсолютно не приемлемы для ГУП ПО «Севмашпредприятие» и городского коммунального хозяйства, из-за отсутствия перспектив платежеспособного спроса на электрическую и тепловую энергию станции.

Совершенно ясно, что нет какой-то настоятельной экономической необходимости строительства именно атомных станций для развития и поддержания энергоснабжения Российской Арктики. Намерение Минатома России строить эти станции определяется лишь его желанием использовать удаленные арктические районы в качестве экспериментального полигона для апробирования своих новых опасных технологий. Поддержка же региональными администрациями планов Минатома России по строительству ПАЭС в значительной степени определяется их стремлением получить за счет федерального бюджета дополнительное финансирование.