Балтийский завод освоит 10 млрд рублей

Балтийский завод освоит 10 млрд рублей

Балтийский завод приступил к исполнению контракта стоимостью около 10 млрд руб. на строительство первой в мире плавучей атомной электростанции (ПАЭС). Достроить станцию, сооружение которой было начато 2 года назад на северодвинском «Севмаше», Балтийский завод планирует в 2012 году. В перспективе «Росатом» намерен построить еще 7 подобных объектов. Не исключено, что заказы на их возведение он также разместит в Петербурге.

Между тем экологи предупреждают о возможной опасности монтирования реактора, использующего ядерное топливо, в мегаполисе. Контракт на строительство ПАЭС на Балтийском заводе концерн «Энергоатом» заключил с Объединенной промышленной корпорацией, в которую входит петербургское предприятие, в феврале этого года. Вчера завод приступил к стапельной сборке первого энергоблока станции. По данным концерна «Энергоатом», ПАЭС будет оснащена двумя реакторами электрической мощностью по 35 МВт, тепловой по 140 Гкал каждый.

Потенциальный срок эксплуатации станции 38 лет. Строительство ПАЭС было начато в 2007 году на «Севмаше», но в прошлом году контракт был расторгнут. В настоящее время объекты незавершенного строительства уже переданы Балтийскому заводу. Строительство ПАЭС будет завершено в середине 2012 года.

«Заказчику поставляется полностью законченный строительством, испытанный и готовый к работе энергетический объект, то есть реализуется технология сдачи под ключ», — сообщила вчера пресс-служба ОПК.

В перспективе «Росатом» планирует строительство еще 7 ПАЭС. Первые две из них будут размещены в г. Вилючинске на Камчатке и в Певеке на Чукотке. Не исключается возможность строительства ПАЭС для иностранных заказчиков.

«ПАЭС разрабатывается для обеспечения отдаленных и труднодоступных регионов энергией. Плацдармом для использования плавучих АЭС должен стать Крайний Север, где стоимость ископаемых энергоносителей очень высока из-за трудностей с их транспортировкой до места назначения. Также ПАЭС могут пользоваться спросом и у энергетических компаний, работающих на шельфе», — отмечает главный энергетик проектов инжиниринговой компании «2К» Константин Донской.

По его словам, до сих пор опыт использования ПАЭС был лишь у США, да и тот неудачный. Станцию признали неэффективной и опасной.

«Проект стартовал в 1961 году, а был свернут в 1976-м», — напоминает эксперт.

Об успехе или провале российского проекта можно будет судить только после испытания плавучей АЭС. Если эффективность ПАЭС оправдает затраты на ее строительство, может быть запущено производство станций, уверен Константин Донской. Помимо российских регионов, испытывающих трудности с доступом к энергоносителям, проектом интересуется и ряд иностранных государств. Таким образом, в случае успеха проекта ПАЭС могут стать эксклюзивным товаром «Росатома» на мировом рынке.

Между тем строительство атомного объекта на территории Петербурга уже вызвало опасения экологов.

«Для крупного мегаполиса это может быть опасно, если реактор будет монтироваться на месте с использованием ядерного топлива, — предупреждает руководитель энергетического отдела «Гринпис России» Владимир Чупров. — Свежее ядерное топливо, которое будет грузиться, менее опасно, чем отработанное. Тем не менее возможны сценарии, при которых подобного рода реакторы могут взрываться».

Например, в 1985 г., напоминает эколог, произошла авария в бухте Чажма на Дальнем Востоке, когда при перезагрузке свежего топлива в аналогичный по конструкции реактор возникла неуправляемая цепная реакция, и было выброшено большое количество радиации. До сих пор бухта частично загрязнена, пострадал персонал и моряки.

«Экологическая безопасность обеспечивается на всех стадиях жизненного цикла станции, при строительстве, транспортировке, эксплуатации и утилизации», — сообщили в концерне «Энергоатом».

Андрей ЖУКОВ, Виктория АЛЕЙНИКОВА, СПб, 19.05.09