Атомный ледокол «Ленин» превратится в музей

Атомный ледокол «Ленин» превратится в музей

В Мурманске занял свое место на вечной стоянке атомный ледокол «Ленин» — первое в мире судно с ядерной силовой установкой, ставшее настоящей легендой ХХ века. Родившийся в эпоху технологического и военного соревнования между СССР и США атомоход избежал судьбы простой пропагандистской «игрушки» в руках политиков и демагогов. Создателям ледокола удалось счастливо соединить трудно совместимые вещи. С одной стороны, «Ленин» был мощнейшим идеологическим проектом, призванным продемонстрировать превосходство системы социализма. С другой — сугубо гражданским судном, олицетворявшим собой мирный труд советских людей. И в то же время — эффективным экономическим проектом, что не часто случалось в плановой экономике СССР.

Теперь на ледоколе, который прослужил в северных широтах 30 лет и провел через льды 3741 транспортное судно, откроются музей Арктики и освоения Северного морского пути, первоклассная гостиница, ресторан, спортивно-оздоровительный комплекс, конференц-зал и бизнес-центр. Начало его «второй жизни» запланировано на 3 декабря 2009 года, когда будет отмечаться 50-летие отечественного атомного ледокольного флота. Именно в этот день далекого 1959 года атомный ледокол «Ленин», успешно пройдя государственные испытания, был принят в состав флота.

Время, вперед!

Начало второй половины ХХ века было временем бескомпромиссного, иногда бессмысленного и ожесточенного противостояния двух систем — капитализма, во главе с США, и социализма по советскому образцу. Гонка за технологическим превосходством была неотъемлемой частью «холодной войны». Не считаясь с затратами, СССР стремился доказать всему миру правильность выбранного пути. Советскому Союзу не суждено было выиграть это соревнование. И все же страна, которая несколько лет назад пережила самую разрушительную в истории войну, сумела тогда преподнести миру немало сюрпризов.

Первенство в создании атомного оружия принадлежало американцам. Советские физики создали свою ядерную бомбу позже них, однако в области мирного применения атомной энергии им удалось вырваться вперед: в 1954 году была запущена первая в мире атомная электростанция в поселке Обнинское Калужской области. Обнинский реактор так и назывался АМ-1, что означало «атом мирный». В 1955 году совершил первый полет реактивный пассажирский самолет Ту-104. Хотя он и не стал первым в мире, достижение было значительным. В 1956-1958 годах это был единственный реактивный пассажирский самолет, который совершал регулярные рейсы.

Потом начался период всемирно известных побед в освоении космоса. В 1957 году Советский Союз запустил и вывел на околоземную орбиту первый искусственный спутник Земли. Его знаменитое «пи-пи-пи» облетело весь мир. Через месяц в космосе впервые побывало живое существо — собака Лайка. Она погибла, но уже в 1960 году, совершив космический полет, Белка и Стрелка успешно вернулись на землю. И вершиной советских побед того времени стал первый пилотируемый космический полет 12 апреля 1961 года. Юрий Гагарин, совершив в течение 108 минут один оборот вокруг планеты, стал на время самым знаменитым ее жителем.

Важным этапом в той борьбе за лидерство стало создание первого в мире атомного ледокола. Им гордились, его показывали высоким гостям, судно назвали именем вождя мирового пролетариата, которое в СССР было священным.

Правильный ход

Решение о создании атомного ледокола для обслуживания Северного морского пути было принято правительством СССР в 1953 году. Необходимость в таком ледоколе ощущалась очень остро. Дело в том, что проводка судов через льды требовала чрезвычайно большого расхода горючего. Топливо составляло примерно треть веса дизельных ледоколов. И необходимость регулярно заправлять судно существенно снижала эффективность эксплуатации ледоколов. Атомоход был лишен этих недостатков, он мог находиться в плавании сколь угодно долго.

Новый ледокол был заложен в 1956 году на заводе имени Марти в Ленинграде. Несмотря на то, что в ходе постройки пришлось применить множество новаторских решений и преодолеть огромное количество технических и технологических трудностей (достаточно сказать, что для корпуса была изобретена специальная сталь), судно было спущено на воду уже 5 декабря 1957 года. К тому времени завод назывался Адмиралтейским, а ледокол получил имя «Ленин». В начале 1959 года начались ходовые испытания.

Иностранные делегации посещали ледокол еще во время его постройки и испытаний. На его борту побывали даже представители враждебного лагеря: премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан и тогда еще вице-президент США Ричард Никсон.

Американцы тоже проектировали свое судно мирного назначения с атомной силовой установкой. Однако они пошли совсем другим путем. «Саванна» была внешне похожа не на коммерческий сухогруз, каковым и являлась, а на элегантную яхту. Несмотря на каюты с кондиционерами и индивидуальными ванными, ресторан на 100 мест, салон и прочие «красивости», судно так и не смогло составить конкуренцию традиционным теплоходам. Плавные обводы мешали погрузке и разгрузке в порту, наличие реактора увеличивало экипаж на треть, да и грузоподъемность его была всего 8 тысяч 500 тонн. Кроме того, для захода такого судна в порты иностранных государств требовались согласования и разрешения, а его ремонт должен был производиться только на специализированной верфи.

Коммерческая эксплуатация «Саванны», которая началась в 1962 году, бесславно закончилась через 10 лет. Судно списали, и сейчас о нем уже мало кто помнит. Так что «Ленин» выиграл еще и экономическое соревнование. Как сказали бы сейчас — заполнил рыночную нишу. При этом, что действительно необычно для советской техники, атомоход был очень комфортабельным. Его называли «чудом промышленного дизайна». И действительно, привыкшие к аскетичным условиям труда и отдыха советские моряки раньше такой роскоши не знали. Каюты на одного-двух человек, полностью отделанный карельской березой и кавказским орехом интерьер, сауна, музыкальный салон с роялем, библиотека, зал для просмотра кинофильмов, курительный салон — все это было очень необычно.

В такой обстановке не стыдно было принимать и высоких гостей. На борту работающего в Арктике атомохода побывали Юрий Гагарин, кубинский лидер Фидель Кастро, на рояле играла Александра Пахмутова, перед моряками выступали артисты и писатели, ледокол посетили многочисленные зарубежные делегации. Это было очень по-советски: достопримечательностью стал ледокол-трудяга, крошащий двухметровые льды.

По ту сторону экрана

Кадры хроники и архивы прессы сохранили только официальную картину событий того времени. У многих людей плоды технического прогресса вызывали и недоверие, и опасения. Причем, не только у обывателей. После того, как ледокол покинул Адмиралтейский завод и вышел в Неву, власти Ленинграда потребовали гарантий того, что в городе не случится ядерный взрыв. По городу распространялись слухи о том, что «Ленин» буквально светится от радиации. Служивших на нем моряков многие воспринимали как смертников. Известны случаи, когда молодых ребят чуть ли не силой заставляли идти в команду атомного ледокола: в ход шли и задушевные беседы для убеждения и громкие обвинения на комсомольских и партийных собраниях.

С опаской восприняли известие о выходе в море атомохода и страны НАТО. Во время всего пути от Ленинграда до Мурманска вокруг Скандинавии «Ленина» сопровождали натовские самолеты и корабли. К ледоколу подходили катера, которые брали пробы забортной воды и воздуха. Все хотели убедиться в том, что судно не представляет радиационной опасности и не сбрасывает в океан радиоактивные отходы. Как оказалось, все опасения были напрасны. Даже в соседних с реакторным отсеком каютах радиационный фон был в норме. Правда, команда предпочитала селить в них ученых-физиков.

Согласно официальной версии, которая воспроизводится многими СМИ и сейчас, атомоход прослужил без серьезных аварий. Замена реакторов, которая происходила дважды, была вызвана тем, что установленные при постройке ледокола энергетические установки (три реактора ОК-150) были во многом еще экспериментальными образцами. Однако экологи придерживаются другого мнения. Экологическое объединение «Белонна» в 2001 году опубликовало доклад «Атомная Арктика: проблемы и решения», в котором говорится, что на «Ленине» произошли как минимум две серьезные аварии, связанные с повреждением реактора: в 1965 и 1967 годах.

Аварии совпали по времени с необходимостью модернизации реакторов. Контейнер с радиоактивными отходами затопили у Новой Земли. Там же был затоплен и реактор атомохода. Причем сделано это было весьма необычным способом. В корпусе судна были сделаны необходимые разрезы, после чего его отбуксировали к Новой Земле. Там перемычки, на которых держался реакторный отсек, обложили кумулятивными зарядами. В результате взрыва отсек отделился от атомохода и затонул. По воспоминаниям очевидцев, ледокол сначала подпрыгнул, освободившись от тяжелого груза, а затем отсек бурно заполнился водой. Проект судна предусматривал, что оно останется на плаву даже в случае затопления двух самых больших отсеков. Огромный реакторный блок лежит на дне на глубине 40-50 метров. Случаи затопления отслуживших реакторов, в том числе с подводных лодок, были в советское время далеко не единичны. Ученые до сих пор спорят об опасности, которую могут представлять эти конструкции.

Наследники

Следующий атомный ледокол в СССР построили только в 1975 году. Им стал атомоход «Арктика», положивший начало целой серии судов этого класса. В 1977 году «Арктика» стала первым надводным кораблем мира, достигшим Северного полюса. В том же году начал осуществлять проводки атомоход «Сибирь». Оба судна уже не работают. Ледокол «Сибирь» в 1993 году был выведен из эксплуатации и сейчас ожидает утилизации. Ледокол «Арктика», который уже давно выработал свой ресурс, формально еще числится в строю, однако из него уже выгружено ядерное топливо и фактически судно также выбыло из строя.

Однотипные с «Арктикой» суда «Россия» (1985) и «Советский Союз» (1990) еще работают, хотя для этого им пришлось пройти через технические процедуры продления ресурса. В строю находятся также два «свежих» атомных ледокола этой серии — «Ямал» (1993) и «50-лет Победы» (спущен на воду в 1993 году, начало эксплуатации — 2007). Кроме ледоколов типа «Арктика», которые имеют по два реактора, «Атомфлот» эксплуатирует еще два однореакторных ледокола «Таймыр» (1989) и «Вайгач» (1990), низкая осадка которых позволяет им заходить в устья рек. Особняком стоит атомный лихтеровоз «Севморпуть» (1988) — грузовое судно ледового класса, которое может преодолевать льды толщиной до одного метра.

Бесперебойное функционирование Северного морского пути имеет огромное значение для многих российских регионов. И ледоколы призваны обеспечить его жизнеспособность. А для этого, как заявил порталу Promurman.ru главный инженер «Атомфлота» Мустафа Кашка, России уже в ближайшие годы необходимо запустить в серию атомные ледоколы нового поколения. Иначе к 2020 году почти все имеющиеся атомоходы окончательно выработают свой ресурс и в составе «Атомфлота» останется только один атомный ледокол — «50 лет Победы». То, что на сегодняшний день он является самым мощным в мире, конечно, замечательно. Только вряд ли мы будем им так же гордиться, как гордились когда-то единственным «Лениным».

Владислав Гордеев