8.Юридические аспекты проекта АТЭС ММ

8.Юридические аспекты проекта АТЭС ММ

Уже на этапе проектирования и выбора площадки под АТЭС ММ  в акватории Чаунской губы нарушен закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991 г). Согласно ст. 48, п. 3  этого закона «…запрещается размещать, проектировать и строить атомные станции вблизи крупных водоемов федерального значения… ». То, что прибрежные воды России являются водоемами федерального значения, вряд ли у кого-нибудь может вызвать сомнение.

Таким образом, плавучие АЭС по существующему Российскому законо-дательству вообще не могут быть размещены в морях окружающих Российс-кую Федерацию.

При принятии решений о строительстве и размещении плавучих АЭС Минатомом РФ грубо нарушен также и федеральный закон  «Об использовании атомной энергии» (1995 г.), статья  28 которого устанавливает:

«Решения о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения принимается на основе заключений государственной экологической экспертизы и с учетом вывода экспертиз, проводившихся общественными организациями».

«Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат:

…:6) проекты… федеральных инвестиционных программ…

…технико-экономические обоснования и проекты строительства…независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на  окружающую природную среду в пределах территории двух или более  субъектов Российской Федерации…

…иные виды документации, обосновывающие хозяйственную и иную деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации…».

Ст. 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» (1995 г.)

Таким образом, несомненно, что все технико-экономические обоснования и материалы проекта АТЭС ММ как новой техники, так и конкретных проектов АТЭС для г. Певека, по строительству которых заключены соглашения между Минатомом России и соответствующими администрациями, должны были быть объектами нескольких государственных экологических экспертиз федерального уровня. Ни одна из таких экспертиз не была проведена.

Статья 30 Федерального закона «Об экологической экспертизе» (1995 г.) устанавливает, что «Нарушениями  законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами являются… 6)  реализация объекта экологической экспертизы без  положительного заключения государственной экологической экспертизы…»

…«Нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе банковскими организациями, их должностными лицами, иными юридическими лицами, а также гражданами являются финансирование и кредитование реализации  объектов экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы».

Как известно, ни технико-экономическое обоснование АТЭС, ни проект АТЭС для г. Певек не представлялись Минатомом России для проведения  государственной экологической экспертизы. Таким образом, финансирование работ над проектами концерном «Росэнергоатом» ведется незаконно.

Еще одно положение закона «Об использовании атомной энергии» будет нарушено, если АТЭС будет размещена в г. Певек. Согласно закону «Об использовании атомной энергии», все население вблизи атомных объектов должно быть застраховано владельцем объекта. В представленных материалах проекта эта проблема концерном «Росэнергоатом» не рассматривалась.

Кроме этого, принятое решение заинтересованными ведомствами о сооружении и энергетических испытаниях АТЭС ММ на АО «Балтийский завод» в г. Санкт-Петербурге, находящемся на побережье Финского залива, вдоль реки Невы нарушает действующее законодательство, в частности Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Поскольку указанные водоемы имеют Федеральное значение, и ст. 48 п. 3 этого Закона запрещает проектирование, строительство, работу на мощности ядерных энергетических объектов.

В связи с этим необходимо отметить следующее:

Город Санкт-Петербург с многомиллионным населением и компактно сосредоточенные вокруг многочисленные населенные пункты находятся в зоне потенциальной опасности повторения судьбы г. Припять — города энергетиков Чернобыльской АЭС, когда на заводе будут проводиться ядерно-опасные работы при завершении строительства плавучей атомной станции и ее испытаниях (загрузка ядерного топлива и физический пуск реакторных установок КЛТ-40С) АТЭС ММ.

Вышеуказанные работы будут проводиться без какого-либо согласия на это жителей исторического, культурного и научного центра мирового значения. Это означает, что концерн «Росэнергоатом» нарушает Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Конституции РФ по статьям 9(п.1), 20(п.1), 21(пп 1,2), 41(п. 3), 42, 58 главы 2 «Права и свободы человека и гражданина». Одновременно нарушаются  статья 15, п. 2 Конституции РФ, которая определяет, что «органы государственной власти … обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». Следует указать, что также нарушаются положения, указанные в п. 1.2.8. ОПБ-88/97.