7.1 Нормативное обеспечение безопасного использования ЯЭУ транспорт-ного (транспортабельного) направления

7.1 Нормативное обеспечение безопасного использования ЯЭУ транспорт-ного (транспортабельного) направления

Как один из аспектов общего нормативного обеспечения проекта АТЭС ММ экспертной комиссией был выполнен анализ нормативного обеспечения безопасного использования ЯЭУ транспортного (транспортабельного) направления, который  показал отсутствие основного пакета нормативных документов.

Среди них следующие:

  • «Общие положения обеспечения безопасности атомных судов» (ОПБС);
    • «Правила ядерной безопасности судовых ядерных установок» (ПБЯС). Действующие ПБЯ-08-81 устарели, не соответствуют современным отечественным и международным критериям безопасности, т.к. не учитывают опыт эксплуатации 20-ти лет ядерных энергетических установок транспортного назначения;
    • «Требования к отчету обеспечения безопасности атомных судов» (ТООБС);
      • «Требования к общей и частным программам обеспечения качества атомного судна» (ПОКС), за исключением частной программы на этап эксплуатации (РД 31.20.24-94);
      • «Положение о порядке классификации, расследования и информации о нарушениях в работе объектов атомного флота» (РД 31.20.42-93). Действующее положение устарело и не соответствует современным международным и отечественным требованиям;
      • «Учет внешних воздействий природного и техногенного происхождения на ядерно – и радиационно-опасные объекты» (ПНАЭ Г-05-035-94).

Настоящий нормативный документ разработан для АЭС и необоснованно распространен на атомные суда и иные плавучие средства (суда атомного технологического обслуживания, плавучие энергоблоки атомных станций), так как не учитывает реальные внешние воздействия на них в морских условиях, приведенных в Правилах классификации и постройки атомных судов (Морской Регистр) и Кодексе безопасности ядерных торговых судов (Кодекс ИМО).

Для распространения данного документа на атомные суда и иные плавучие средства требуется его доработка в части специфических внешних воздействий на них в морских условиях, а также согласования его с Морским Регистром судоходства и Минтрансом России.

В связи с отсутствием основной нормативной базы для транспортного (транспортабельного) направления проектант АТЭС ММ использовал нормативную базу стационарной атомной энергетики, не учитывающую морскую специфику. Такое положение дел с НД было отмечено в письме исх. .№ 5-06/458 от 26.06.94 г. Председателя Госатомнадзора России Вишневского Ю.Г. на имя Первого заместителя Председателя Правительства Сосковца О.В., в котором предлагалось «… разработать в 1995 г. критерии и нормы по ядерной, радиационной безопасности и экологической безопасности для плавучих АЭС, включая требования к условиям их размещения…». Однако данное предложение игнорировалось на протяжении последних 5-и лет заказчиком плавучей АЭС – концерном «Росэнергоатом», и такое положение сохраняется до сих пор.