1. Объект общественной экологической экспертизы, ее цели и задачи, организация работы

1. Объект общественной экологической экспертизы, ее цели и задачи, организация работы

Общественная экологическая экспертиза была инициирована в конце 1999 года общественностью Чукотского автономного округа, обеспокоенной планами развития атомно-энергетического комплекса в регионе и отсутствием объективной информации о намечаемом строительстве плавучей атомной электростанции (далее ПАЭС) с реакторными установками КЛТ-40С в г. Певек. Организаторами общественной экологической экспертизы выступили Международный Социально-Экологический Союз (МСоЭС) и Чукотское общественное экологическое объединение «Кайра-клуб» (г. Анадырь), организационно входящее в состав МСоЭС в качестве коллективного члена.

Экспертиза проведена экспертной комиссией, сформированной организаторами экспертизы. Сведения об экспертах приведены в Приложении 2.

Главной целью общественной экологической экспертизы стали выявление приемлемости для общества экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий строительства ПАЭС и поиск взаимоприемлемых путей энергоснабжения региона.

В задачи общественной экологической экспертизы входило:

  • Оценка всех представленных на экспертизу материалов на соответствие требованиям законодательства РФ, критериям, действующим нормам и правилам в области использования атомной энергии, руководящим документам Госатомнадзора России.
  • Оценка полноты и адекватности проведенной заказчиком оценки воздействия на окружающую среду, учета всех значимых экологических аспектов, качества представленной документации.
  • Оценка уровня приемлемости экологических и связанных с ними социально-экономических последствий строительства ПАЭС для Чукотского автономного округа в целом.

Общественная экологическая экспертиза проводилась в соответствии с действующим законодательством РФ при поддержке Государственного комитета по охране окружающей среды Чукотского автономного округа и Администрации Чаунского района Чукотского автономного округа.

В соответствии со статьей 23 Федерального Закона «Об экологической экспертизе» заявление Международного Социально-Экологического Союза о проведении общественной экологической экспертизы было зарегистрировано в Администрации Чаунского района Чукотского автономного округа распоряжением №132-рз от 17 апреля 2000 г.

В рамках проекта размещения плавучей атомной электростанции с реакторными установками КЛТ-40С в г. Певек Чукотского автономного округа на экспертизу были представлены следующие материалы, любезно полученные в Администрации Чукотского автономного округа:

  • Декларация о намерениях проектирования и создания станции (далее «Декларация о намерениях…»).
  • Предпроектная документация, включающая «Отчет по обоснованию безопасности и оценке эффективности инвестиций», «Описание пункта строительства АТЭС ММ» и «Материалы по оценке воздействия на окружающую среду строительства и эксплуатации АТЭС в районе г. Певек» (подробный перечень документов см. ниже).

Такой состав материалов был, в первую очередь, обусловлен существующими нормами российского законодательства, рекомендующими проводить общественную экологическую экспертизу на нескольких стадиях инвестиционного цикла (статья 3 ФЗ «Об экологической экспертизе»). По мнению организаторов экспертизы, каждый из таких этапов необходимо подвергнуть детальной экологической оценке. Настоящая экспертиза являет собой первый из этапов проведения подобных оценок, т.к. в соответствии с положениями государственной системы разработки строительно-проектной документации принципиальные решения, определяющие концептуальный облик будущего проекта, обычно принимаются именно на стадии обоснования инвестиций, а затем детализируются в технико-экономическом обосновании. Рассмотрение только технических решений, без оценки принципиальных решений, противоречит принципам экологической экспертизы.

В данном случае к основным решениям концептуального плана, принятым на стадии обоснования инвестиций, относятся выбор типа источника энергоснабжения и площадки для его размещения. Обоснованность принимаемых решений необходимо подвергнуть всесторонней оценке специалистов, поскольку без подобной оценки экологическая экспертиза не может считаться выполненной корректно.

Экспертами общественной экологической экспертизы рассмотрен комплект нижеследующих документов:

  1. Отчет по обоснованию безопасности и оценке эффективности инвестиций (обоснование размещения). Том 1. Общее описание станции. АТЭС 1. ПАС.008-01.
  2. Отчет по обоснованию безопасности и оценке эффективности инвестиций (обоснование размещения). Том 2. Основные принципы обеспечения безопасности АТЭС. Книга 1. АТЭС 1. ПАС.008-02-01.
  3. Отчет по обоснованию безопасности и оценке эффективности инвестиций (обоснование размещения). Том 2. Основные принципы обеспечения безопасности АТЭС. Книга 2 (Часть 1). АТЭС 1. ПАС.008-02-02.1.
  4. Отчет по обоснованию безопасности и оценке эффективности инвестиций (обоснование размещения). Том 2. Основные принципы обеспечения безопасности АТЭС. Книга 2 (Часть 2). АТЭС 1. ПАС.008-02-02.2.
  5. Отчет по обоснованию безопасности и оценке эффективности инвестиций (обоснование размещения). Том 2. Основные принципы обеспечения безопасности АТЭС. Книга 3. АТЭС 1. ПАС.008-02-03.
  6. Отчет по обоснованию безопасности и оценке эффективности инвестиций (обоснование размещения). Том 2. Основные принципы обеспечения безопасности АТЭС. Книга 4. АТЭС 1. ПАС.008-02-04.
  7. Описание пункта строительства АТЭС ММ. Пояснительная записка. Часть 1. Исходные положения. АТЭС 1.ПАС.011-01.
  8. Описание пункта строительства АТЭС ММ. Пояснительная записка. Часть 2. Описание проекта. АТЭС 1.ПАС.011-02.
  9. Описание пункта строительства АТЭС ММ. Пояснительная записка. Часть 3. Краткие сведения о рассмотренных площадках. АТЭС 1.ПАС.011-03.
  10. Описание пункта строительства АТЭС ММ. Пояснительная записка. Часть 4. Выбор и краткое описание рекомендуемой площадки. АТЭС 1.ПАС.011-04.
  11. Описание пункта строительства АТЭС ММ. Пояснительная записка. Часть 5. Краткая характеристика АТЭС ММ. АТЭС 1.ПАС.011-05.
  12. Программа инженерных изысканий и исследований. АТЭС 1. ПАС.011-06-11
  13. Материалы по оценке воздействия на окружающую среду строительства и эксплуатации АТЭС ММ в районе г. Певек. Том 1. Современное состояние природной среды района размещения АТЭС ММ. Книга 1.
  14. Материалы по оценке воздействия на окружающую среду строительства и эксплуатации АТЭС ММ в районе г. Певек. Том 1. Современное состояние природной среды района размещения АТЭС ММ. Книга 2.
  15. Материалы по оценке воздействия на окружающую среду строительства и эксплуатации АТЭС ММ в районе г. Певек. Том 1. Современное состояние природной среды района размещения АТЭС ММ. Книга 3.
  16. Материалы по оценке воздействия на окружающую среду строительства и эксплуатации АТЭС ММ в районе г. Певек. Том 2. Оценка воздействия на окружающую среду строительства и эксплуатации АТЭС ММ в районе г. Певек (Стадия – «Обоснование инвестиций»). Книга 4.

Кроме того, экспертная комиссия использовала дополнительную документацию:

Ä Заключение № 99-04 от 17.03.99 г. Федерального управления медикобиологических и экстремальных проблем при Минздраве России.

Ä Экспертное заключение по безопасности размещения атомной теплоэлектростанции малой мощности на базе плавучего энергоблока проекта 20870 с реакторными установками КЛТ-40С в г. Певек № ДНП-5-68-99 от 9.09.99 Научно-технического центра по ядерной и радиационной безопасности (НТЦ ЯРБ) Госатомнадзора России.

Ä Согласование материалов обоснования инвестиций в строительство и эксплуатацию АТЭС в районе г. Певек № 01-02/301 от 13.07.99 Центрального управления по рыбохозяйственной экспертизе и нормативам по охране и воспроизводству рыбных запасов и амортизации (ЦУРЭН) Госкомитета РФ по рыболовству.

Ä Инженерная записка «Организация локального экологического мониторинга на период строительства и эксплуатации АТЭС ММ в районе г. Певек «Эколого-аналитического центра».

Ä Письмо №290/11 от 12.11.98 г. Главного управления экологического контроля и метеорологического обеспечения природоохранной деятельности при Минприроды России (ГУАК).

Ä Заключение 399-15 от 15.10.99 г. Центра Госсанэпиднадзора в Чукотском АО.

Ä Заключение внештатной экспертной комиссии Управления по делам ГО и ЧС Чукотского АО.

Ä Мнение Государственного комитета по охране окружающей среды Чукотского автономного округа (Госкомчукотэкологии).

При этом необходимо отметить, что, руководствуясь статьей 22 ФЗ «Об экологической экспертизе», заказчиком (концерн «Росэнергоатом») должна была представляться необходимая для работы комиссии дополнительная информация в соответствии с выбранным объектом общественной экологической экспертизы, ее целями и задачами. Однако, несмотря на то, что организаторы экспертизы неоднократно официально обращались к заказчику с запросом о предоставлении полного комплекта материалов по проекту плавучей атомной станции (запросы Социально-Экологического Союза (исх. № 141 от 19.10.2000 г.) и Чукотского общественного экологического объединения «Кайра-клуб» (исх. № 005-ЧЭ от 20.10.2000 г.), заказчик не дал письменного ответа, нарушив тем самым ст. 27 Федерального Закона (ФЗ) «Об экологической экспертизе»:

«… Обязанности заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе.

      …заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны:

представлять на экологическую экспертизу документацию в соответствии с требованиями статей 11, 12, 14 и 21 настоящего Федерального Закона, в том числе на повторное проведение государственной экологической экспертизы в соответствии с пунктом 8 статьи 14 настоящего Федерального Закона;

<…>

передавать специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы и общественным организациям (объединениям), организующим проведение экологической экспертизы, необходимые материалы, сведения, расчеты, дополнительные разработки относительно объектов экологической экспертизы…».